Плюс цифровизация всей страны: поможет ли «Яндекс» регионам справиться с нацпроектами
- Статьи
- Интернет и технологии
- Плюс цифровизация всей страны: поможет ли «Яндекс» регионам справиться с нацпроектами
Цифровизация — в том числе цифровизация российских регионов — сегодня всё чаще оказывается в центре внимания как органов государственной власти, так и крупного бизнеса. Так, развитие телемедицины обсуждалось на заседании Госсовета, состоявшегося в конце октября в Калининградской области с участием президента. А в середине октября председатель Совета по цифровой экономике при Совфеде, вице-спикер Совета Федерации и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак предложил правительству разработать новый федеральный проект «Цифровой регион». И практически одновременно крупнейшая российская IT-компания, «Яндекс», предложила свои цифровые инициативы в области образования, транспорта, здравоохранения и предоставления социальных услуг. К реализации одного из таких проектов вскоре намерены приступить в Омской области. Подробнее — в материале «Известий».
В июле 2018 года на саммите стран БРИКС в Йоханнесбурге президент России отметил, что цифровизация выступает одним из приоритетов экономической политики Российской Федерации. Ожидается, что цифровая экономика способна поднять уровень производительности труда в стране к 2024 году на 30%, заявил Владимир Путин.
«Весь крупный бизнес в России сегодня стоит перед необходимостью активно участвовать в развитии отечественной экономики. Это задача, которую Владимир Путин неоднократно ставил перед капитанами отечественного бизнеса, — говорит российский политолог, вице-президент «GR лиги» Марат Баширов. — Новации, которые будет внедрять «Яндекс», показывают, что компания верно понимает политические сигналы и видит в этом не только взаимовыгодное сотрудничество, но и реализацию своей социальной ответственности».
В этом смысле синхронность органов государственной власти и представителей бизнеса логична. И если Совет Федерации намерен распространить успешную практику «умного города» на всю территорию каждого региона, то бизнес — в данном случае «Яндекс» — предлагает конкретные технологии для реализации нацпроектов и программ в их цифровой компоненте.
В пятницу, 1 ноября, губернатор Омской области Александр Бурков и директор по развитию стратегических направлений «Яндекса» в России Алексей Федотов подписали соглашение о реализации в регионе проекта «Электронный путевой лист». Решение было принято еще 18 октября в ходе рабочей встречи главы области и представителей компании, которая состоялась в Омске и на которой директор по стратегическим направлениям компании «Яндекс» Алексей Федотов и начальник управления по работе с госорганами «Яндекса» Алексей Ромахин обсудили с омским губернатором несколько тем — от образования до контроля транспортных средств и состояния здоровья водителей.
«Электронный путевой лист» позволит проходить медицинский и технический контроль в удобных местах по всему городу, уменьшит затраты перевозчиков на организацию медицинских и технических осмотров. В «Яндексе» оперируют следующими цифрами: на один осмотр перевозчик тратит 150–200 рублей, в то время как выдача ЭПЛ с применением телемедицинских технологий стоит не более 45 рублей. Использование телемедицины поможет определить состояние водителя перед выходом на рейс.
Это, как отметили участники встречи, является только первым шагом — так, уже сейчас областное руководство обсуждает с «Яндексом» возможность запуска в регионе электронной системы мониторинга работы водителей, которая позволит объединить информацию по всем перевозчикам.
Ранее между руководством области и представителями компании уже были достигнуты договоренности по реализации на территории региона программ социального такси, внедрения проекта «Яндекс. Лицей». В ближайшее время в регионе подготовят «дорожную карту» по взаимодействию в рамках других проектов совместно с «Яндексом».
«Для органов власти важны возможности, которые дает такое сотрудничество. Надо понимать, что от цифровизации мы сегодня не уйдем, без этого сегодня никуда. Это и телемедицина — удаленный доступ к медицинским услугам, особенно в сельской местности, в том числе чтобы врачи могли в экстренной ситуации проконсультироваться с более квалифицированными специалистами и оказать помощь, — и транспорт, и дистанционное образование», — заявил «Известиям» губернатор Александр Бурков.
«Интерес администрации региона к IT-проектам и потенциалу холдинга понятен и оправдан, — отметил начальник управления по работе с госорганами «Яндекса» Алексей Ромахин. — С одной стороны, Омская область, как и все остальные, должна реализовывать утвержденные региональные проекты по развитию цифровой экономики. С другой стороны, и это было отмечено в ходе нашей встречи, именно «Яндекс» предлагает актуальные разработки для обеспечения жизни мегаполисов, а также апробированные цифровые продукты, необходимые для реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Как подчеркнул губернатор Омской области Александр Бурков, сотрудничество с такой крупной IT-компанией позволяет существенно сократить трансакционные издержки на интеграцию проектов в цифровой сфере как для частных предприятий, так и для государственных структур.
Омск стал одним из ключевых городов, в которых компания помогает региональным властям реализовывать важнейшие социальные программы и приоритетные нацпроекты.
«Компания «Яндекс» заинтересована в развитии отечественной экономики и поэтому готова делиться с регионами своим опытом и своими технологиями. Мы понимаем, насколько сегодня важно применять современные технологии в экономике, развитии городских пространств, образовании, медицине. И мы не только сами предлагаем главам регионов различные формы поддержки, но и ждем соответствующих инициатив от них», — уточнил после подписания директор по развитию стратегических направлений «Яндекса» Алексей Федотов.
«Яндекс» готов предложить содействие в самых разнообразных направлениях и сегментах. В это же время в Краснодаре специалисты компании выступили на бизнес-форуме для МСБ «Дело за малым». Они рассказали его участникам об основах построения рекламных и маркетинговых кампаний для МСБ.
О том, как организовать продвижение бизнеса в интернете представители «Яндекса» рассказывали в этот же день на «Цифровом форуме» в Екатеринбурге. А в Татарстане в 2020 году планируется начать реализацию пилотного проекта по внедрению электронного путевого листа для пассажирских перевозок. Соответствующий проект был презентован опять-таки 18 октября компанией «Яндекс.Такси» в правительстве РТ. Очевидно, что развитие в регионе и муниципалитетах сервисов «Яндекс.Транспорт» и «Яндекс.Такси» позволяет без привлечения бюджетных средств значительно улучшить ситуацию с транспортным обслуживанием населения, попутно решив проблему нелегальных пассажирских перевозок.
Образование и подготовка кадров также являются приоритетом для всех подразделений «Яндекса». В начале октября компания совместно с Минкультом и Минпросвещения России выступил организатором проекта «Культурный марафон», который ставит целью познакомить более 3 млн школьников с мировой и отечественной культурой. Для этого эксперты и методисты «Яндекс.Учебника» разработали сценарии уроков по музыке, архитектуре, театру и кино. А чуть ранее было подписано соглашение с правительством Забайкальского края о старте проекта «Яндекс.Лицей» для школьников 8–9-х классов. И это, судя по всему, только начало.
«У «Яндекса» огромный задел технологий и информационных баз, которые помогут реализации Нацпроектов на федеральном уровне и особенно в регионах. Поэтому таких встреч, как омская, теперь с нетерпением будут ждать и в других регионах», — уверен Марат Баширов.