«Быть спортсменом — не приговор»
В воскресенье в Дохе завершится чемпионат мира по легкой атлетике. Выступающие там под нейтральным флагом российские спортсмены выиграли два золота и серебро. Одну из наград высшего достоинства завоевала наша звездная прыгунья в высоту Мария Ласицкене, в третий раз в своей карьере ставшая чемпионкой мира. Второе место в беге на 110 м с барьерами занял чемпион мира 2015 года Сергей Шубенков.
Еще одно золото России принесла прыгунья с шестом Анжелика Сидорова. Для нее это первый подобный триумф. В 2014 году спортсменка выиграла чемпионат Европы. В начале недели Анжелика Сидорова вернулась из столицы Катара вместе со своим многолетним тренером Светланой Абрамовой.
Тренер сама в прошлом выступала на высоком уровне в этой дисциплине, выигрывала медали Игр доброй воли и была рекордсменкой мира в прыжках с шестом. В интервью «Известиям» Светлана Абрамова рассказала о методах работы наставников по легкой атлетике и подготовке к Олимпийским играм 2020 года в Токио, ясности с допуском на которые ни у кого из российских легкоатлетов до сих пор нет.
— Жара в Дохе и связанные с этим трудности влияли на подготовку к этому чемпионату мира?
— Дело в том, что нас заранее предупредили: на стадионе воздух кондиционируется. Там было достаточно прохладно. Во время финала температура на арене составляла где-то 23 градуса — это вполне комфортно. В принципе если не думать, что ты находишься в Катаре, то даже не заметно разницы.
— Как работать со спортсменами тренеру, который сам в своем виде выступал на достаточно высоком уровне? В случае с той же Анжеликой не было моментов, когда излишне пытались ее учить тому, что делали сами?
— Мы в чем-то похожи, в чем-то нет. Она такая, какая есть. И я люблю ее именно такой. Что касается работы с Анжеликой, то я научилась абстрагироваться от того, как действовала сама, когда была спортсменкой.
— У футболистов и хоккеистов есть выражение «убить в себе игрока». У вас та же ситуация?
— Я особо в себе спортсмена не убивала. Всё равно внутри меня остались все те качества, которые я использовала, когда сама прыгала с шестом. Просто это теперь не выходит на первый план. Но наши учителя всегда давали советы ребятам, которые хотят переходить в тренерскую профессию… Причем это даже не советы, а одновременно пожелания, рекомендации и требования. Они говорили: «Если хотите стать хорошими тренерами, надо начинать снизу, с детского спорта, с групп начальной подготовки».
Потому что, как правило, получается так: спортсмен завершает карьеру, переходит в тренеры и начинает учить подопечных тому, чему учили его самого уже взрослого. Детский спорт совсем другой. Во всяком случае в нашей дисциплине очень важно в первые полгода заложить правильную основу движения. Чтобы в дальнейшем это не мешало спортсмену. Знаете, это как строить дом. Заложил фундамент, а дальше уже можно делать здание таким, каким ты его хочешь видеть. И в этом смысле детский спорт очень хорошо обучает нормально тренироваться (смеется).
— Насколько прыжки с шестом изменились по сравнению с вашими временами? И нынешняя эпоха отличается от эпохи Елены Исинбаевой?
— Тут нельзя сравнивать, поскольку сами по себе прыгуны с шестом отличаются друг от друга, независимо от того, на какие времена и эпохи приходятся их выступления. Все прыгают по-разному. Нет одного готового метода обучить всех. Лена прыгала по-своему, Анжелика — по-своему, потому что она другая. По сути, техника всегда выбирается под спортсмена и подстраивается под него.
— Вам когда-нибудь приходилось в чем-то ограничивать Анжелику Сидорову, требовать от нее жесткого соблюдения спортивного режима?
— Никогда. Спорт — это часть жизни. Она прекрасная и яркая. Но это всего лишь часть жизнь. А не ее замена. Быть спортсменом — это не приговор. Это всего лишь профессия, которая рано или поздно меняется. Но Анжелика должна оставаться человеком. Как и любой спортсмен. Они должны быть готовы к жизни вне спорта и быть личностями с большой буквы. Они должны уметь жить вне спорта. Спорт — игра. Которая когда-то заканчивается.
— Непрекращающиеся проблемы из-за отсутствия аккредитации у Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) и сложных процедур получения допуска к соревнованиям в нейтральном статусе как-то повлияли на психологическое состояние Анжелики при подготовке к этому чемпионату мира?
— Никак не повлияли. А как они могли повлиять? Это лишь одна из трудностей, которые надо преодолевать. Их на нашем пути достаточно много.
— Мария Ласицкене заявила, что в случае новой дисквалификации РУСАДА готова уехать за границу, чтобы быть в постоянном доступе для зарубежных допинг-офицеров и перед Олимпиадой полностью доказать свою чистоту и получить допуск на Игры. Если ситуация будет критической, вы с Анжеликой поступите так же?
— Если бы да кабы. Давайте сначала что-то случится, потом будем решать проблемы.
— Будете менять схему подготовки перед Олимпиадой-2020?
— Никогда ничего не дублируем. Исходим из состояния и задач, которые стоят на будущее. Отдохнем, соберемся и решим, куда двигаться дальше. И будем двигаться дальше.