Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Необоснованные похвалы и излишняя мотивация к усердной работе вредят детской успеваемости. Как показало масштабное исследование Университета Эдинбурга, проведенное на учениках одной из китайских школ, попытки настроить детей на то, что им нужно всего лишь приложить усилия и всё получится, зачастую плохо сказываются на оценках. Ученые объяснили это тем, что, пытаясь вернуть ребенку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьезные проблемы, с которыми школьники сталкиваются в обучении.

Закрыв глаза на проблемы

Если говорить детям, что они смогут всё, если только приложат усилия, — это может привести к ухудшению их результатов в учебе. К такому выводу пришли ученые Университета Эдинбурга. Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology, показало: школьники, которых мотивировали стараться, чтобы сдать экзамены по предметам, с которыми они испытывали сложности, не улучшили своих результатов. Напротив, оценки этих детей падали.

Незрячая вера: почему необоснованные похвалы вредят учебе ребенка
Фото: Depositphotos

Исследование проходило в четыре этапа. В качестве испытуемых были выбраны ученики 5–6-х классов одной из китайских школ из небогатого района, среди которых было 89 мальчиков и 101 девочка. Детей разделили на три группы и дали им три задания разной сложности. Одну группу после выполнения каждого из заданий мотивировали на усердие следующими словами: «Ты вложил много усилий и постарался на славу», другим же говорили: «Ты, наверное, сам по себе очень умен», а третьим не сказали ничего. Затем ученые сравнили успеваемость учеников во всех группах и проанализировали их оценки за всё время обучения.

Это было необходимо, чтобы протестировать два типа мышления, которые выделяют западные психологи. «Мышление роста» («Ты вложил много усилий и постарался на славу») означает, что не всё определено природными способностями, многого можно добиться усердием и работой над собой. И «статическое мышление» («Ты, наверное, сам по себе очень умен»), которое подразумевает, что всё зависит от природных данных. Эксперименты показали, что позитивная мотивация в обоих случаях не обладает никаким положительным эффектом, а иногда даже вредит результатам учеников.

Ученые связали это с тем, что, пытаясь вернуть ребенку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьезные проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе.

Вред похвалы

С выводами британских коллег согласны и российские специалисты. Заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН профессор Сергей Кудинов сообщил «Известиям», что в России проводятся похожие исследования и полученные данные анализа успеваемости наших школьников аналогичны. Только внешняя мотивация и установка «ты можешь всё», к которой прибегают чересчур восторженные родители, не могут раскрыть потенциал личности ребенка.

Незрячая вера: почему необоснованные похвалы вредят учебе ребенка
Фото: Depositphotos

— Необходим комплекс не только внешних, но и внутренних факторов мотивации, включающих в себя специфические установки учащегося. На успешность обучения оказывают влияние реальные способности и осознанная цель — то есть понимание, для чего нужен успех в учебе, на что это повлияет, — уверен специалист. — Отечественные психологи отмечают, что специфику мотивации школьников обусловливают прежде всего особенности системы обучения. Многочисленные исследования показали, что в развивающих классах и классах с углубленным изучением предметов познавательная мотивация выше, чем в обычной традиционной школе.

Индивидуальный подход к ребенку и демократический стиль сотворчества повышают интерес и включенность в работу, — сообщила «Известиям» доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта «5-100») Анастасия Таболина. — Независимо от системы обучения школьная мотивация снижается к старшим классам, это обусловлено возрастными особенностями, кризисом «самоопределения».

Исследователь отметила, что перенасыщение учебными курсами, неправильное распределение умственных нагрузок, неумение грамотно планировать свое время и расставлять приоритеты ведут к эмоциональному и когнитивному «пресыщению» старшеклассников.

Сила творчества

Внимательнее к мотивации ребенка следует быть не только учителям, но и родителям, уверен начальник научного отдела Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова Антон Захаров.

Незрячая вера: почему необоснованные похвалы вредят учебе ребенка
Фото: Depositphotos

В самом деле излишняя мотивация может отрицательно сказаться не только на сдаче экзамена, но и в дальнейшем привести к неадекватной самооценке ребенка. Ведь личность только формируется, и он учится справляться с различными жизненными трудностями. А экзамен — это одна из них. Но здесь есть обратная сторона медали. Для родителей важно ориентировать ребенка не столько на получение результата в виде оценки, сколько на получение компетенций и знаний, — отметил эксперт.

Специалисты уверены, что самый верный путь для родителей к мотивации детей любого возраста — это совместная работа, при которой ребенок выступает как равный партнер. Так он учится ощущать собственную ответственность и познает процесс творчества.

Прямой эфир