Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Цериевые наночастицы защитят здоровые клетки во время лучевой терапии
Культура
«Галатская башня в лунном свете» Айвазовского продана в Москве за 130 млн рублей
Экономика
Цены на кофе и шоколад быстро растут. Ответы на главные вопросы
Общество
ФСБ показала кадры допроса задержанного по делу об убийстве Кириллова
Общество
Участникам поставки некачественных сухпайков Минобороны продлили арест на три месяца
Туризм
Министр финансов Доминиканы выразил надежду на восстановление турпотока из РФ
Мир
В Таиланде россиянина оштрафовали за новогоднюю гирлянду на машине
Происшествия
Задержанный по делу об убийстве Кириллова признался в сотрудничестве с Украиной
Общество
Почти 50% опрошенных россиян сообщили о готовности поменять работу в 2025 году
Общество
Захарова высказалась о заказчике и исполнителе убийства генерала Кириллова
Армия
Расчет БПЛА крымских десантников уничтожил танк Abrams в курском приграничье
Происшествия
Река Херота затопила низменные территории в Сочи
Общество
На Алтае мужчину осудили на 20 лет за попытку отравить военнослужащих
Экономика
Эксперт спрогнозировал курс рубля на этой неделе
Экономика
Москва стала лидером рейтинга по доступности услуг среди 10 мировых мегаполисов
Экономика
В России сократились темпы годового роста стоимости готового жилья
Мир
NYT сообщила об изменении мнения республиканцев о Киеве после победы Трампа
Общество
Генпрокуратура РФ признала нежелательной американскую НПО Recorded Future

Уход от ставки

Финансовый аналитик Георгий Ващенко — о причинах введения отрицательных процентов по депозитам в долларах и евро
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Валюта, за хранение которой приходится платить, появилась не вчера. В современной истории к отрицательным ставкам впервые прибегали в разгар крупнейшего со времен Второй мировой войны экономического шока — в 1970-х. Тогда Банк Швейцарии пытался бороться как с резким укреплением франка, так и с рецессией от энергетического шока.

Снова вспомнили про отрицательные ставки относительно недавно, в разгар «великой рецессии» конца 2000-х. Считается, что проценты ниже нуля побуждают кредитные организации выталкивать деньги из центральных банков в реальный сектор экономики (что по идее должно стимулировать её рост). Однако, как лекарство в борьбе с рецессией это работает плохо. Во всяком случае, не лучше, чем просто низкие положительные ставки.

В Японии проценты ниже нуля введены с 2016 года, но динамика ВВП за последнее десятилетие колеблется преимущественно в диапазоне 0–2%. В Еврозоне отрицательная депозитная доходность с 2014 года, рост ВВП неустойчивый. В США проценты держались на низком уровне, но выше нуля (0,25%), рецессии не случилось.

В общем, убедительных доказательств стимулирующей роли отрицательных ставок нет. Но их с упорством продолжают держать центральные банки. Не считая депозитного показателя ЕЦБ, уже четыре страны так живут. Появился и новый писк моды — государственные облигации с отрицательной доходностью на размещении! То, во что 10 лет назад невозможно было поверить, стало реальностью.

Устанавливая отрицательную ставку в центральном банке, регулятор не распространяет ее автоматически на всю финансовую систему и экономику. Кроме того, даже если для конечного потребителя заем стал дешевле, то этот факт ему может не помочь, если он уже закредитован настолько, что не может платить. То есть риски в экономике резко не сокращаются. А наиболее надёжные инструменты стремительно теряют в доходности, что снижает интерес к ним.

В России с отрицательными ставками всё не так однозначно. Формально закон их запрещает по кредитам и депозитам всем, даже Банку России. Но существуют две проблемы, делающие проценты ниже нуля реальностью. Во-первых, это инфляция. С учетом обесценения рубля доходность вкладов в банках и гособлигаций долгое время съедалась инфляцией.

Лишь относительно короткий промежуток, в 2010–2013 и 2015–2018 годах, доходность рублевых депозитов и госбумаг обгоняла рост цен. До этого люди привыкли к тому, что деньги в банках обесцениваются, и относились к этому философски. Акции и другие финансовые инструменты пользовались сравнительно небольшим спросом. По факту, и сейчас процент по депозитам в госбанках находятся в диапазоне 3,5–5,5%, то есть около уровня инфляции (иными словами — вблизи нулевой доходности).

Напуганные ростом цен, россияне увеличили накопления в долларах и евро. Скачок вкладов в чужих денежных единицах произошел в 2014 году. Доля валютных депозитов превысила 20% и уже не опускалась ниже этого уровня, а на максимуме доходила до 30%. Привлеченные средства необходимо где-то размещать, и вот тут возникли проблемы. После 2008 года спрос на валютные кредиты упал, а обесценение рубля в 2014–2015-х еще сильнее сократило потребность и предложение кредитов в иностранных деньгах. Доля таких займов граждан в последнее время держится на уровне менее 0,5%, юридических лиц — 6–15%. А по инвестициям в валютные ценные бумаги у банков есть определенные ограничения.

Когда стало понятно — внутренний рынок не может удовлетворить потребности по размещению средств в иностранных денежных единицах, а на внешних ставки упали, банки столкнулись с тем, что у них сузились возможности зарабатывать в другой валюте. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то размещал средства в рублях, кто-то сокращал привлечение иностранных денег. Два года назад уже звучало предложение разрешить отрицательные ставки по валютным депозитам в России, но тогда идея не нашла поддержки. И вот банки вновь обратились в ЦБ. Никакого решения не принято, но на этот раз, похоже, регулятор услышал кредитные организации. И стоит ожидать, что эта дискуссия продолжится.

Но полностью отказываться от валютных вкладов банки не будут, даже несмотря на повышение нормы резервирования со стороны ЦБ и невыгодные условия по размещению средств. Депозит в других денежных единицах — это альтернатива не рублевому вкладу, а иностранной ценной бумаге, иному финансовому инструменту. Валютный депозит даже с отрицательной (в пределах разумного) доходностью всё равно будет предпочтительнее рублевого с номинальной положительной, но с нулевой ставкой де-факто. При вытеснении евро из российских банков будет расти спрос на долларовые вклады, ценные бумаги, в конце концов, депозиты и счета за рубежом.

Автор — финансовый аналитик

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир