Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио указал на готовность США помочь в урегулировании конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших в результате пожара на рынке Геническа выросло до восьми
Экономика
В Raiffeisen опровергли информацию о приостановке продажи бизнеса в России
Общество
Мосгорсуд продлил арест экс-замминистру обороны Иванову на три месяца
Общество
В ЛНР наемник ВСУ из Австралии предстанет перед судом за участие в боевых действиях
Общество
В Челябинской области пресечен канал контрабанды военной продукции
Армия
«Народный фронт» передал военным технику в память о военкоре «Известий» Федорчаке
Общество
Попова назвала пригодными пляжи Крыма и Севастополя для летнего курортного сезона
Армия
ВС РФ поразили ключевые производственные объекты выпуска БПЛА на Украине
Мир
Рубио назвал условие отмены санкций ЕС против России
Мир
Лавров отметил динамику диалога стран после встречи Путина и главы МИД Ирана
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Валентиновка в ДНР
Политика
Путин продлил срок госслужбы до 14 июня 2026 года замглавы МИД РФ Галузину
Мир
В Кремле указали на отсутствие призывов стран Европы к миру на Украине
Наука и техника
Ученые с помощью нового оборудования проверили образец Туринской плащаницы
Мир
Песков сообщил о передаче Путиным послания верховному лидеру Ирана Хаменеи
Политика
Путин освободил Павловского от обязанностей посла РФ в Австралии

Птица глубокого полета: самолеты «Чайка» станут охотниками за АПЛ

Российский флот модернизирует легендарные амфибии Бе-12
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ВМФ России начинает модернизацию самолетов-амфибий Бе-12 «Чайка». Обновленные летающие лодки станут охотниками за атомными субмаринами: они смогут не только обнаруживать, но и длительное время следить за новейшими подлодками с ядерными энергетическими установками. На первых модернизированных «Чайках» было полностью заменено бортовое оборудование, появился новый гидроакустический комплекс, датчики обнаружения и детектор магнитных аномалий, а также улучшенные глубинные бомбы и торпеды.

Летающая лодка считается старейшим самолетом, находящимся на вооружении российского флота. Свой первый полет Бе-12 совершил еще в 1960-м году, а его производство завершилось в 1973 году. Машина изначально разрабатывалась как противолодочный самолет-амфибия, который должен вести поиск и борьбу с подлодками противника. Новое оборудование сможет подарить «Чайке» вторую жизнь, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Этот самолет нужно серьезно модернизировать, — рассказал «Известиям» Валентин Селиванов. — Ему нужны новые моторы и оборудование, но самое главное — современные и эффективные средства обнаружения. Смысл в такой переделке есть. Самолеты гораздо быстрее кораблей ищут субмарины. За два-три часа пилот может исследовать половину Балтийского или Черного моря, на что у противолодочного корабля уйдет два или три дня. «Чайка», исходя из дальности полета, может принести пользу в первую очередь в Балтийском, Баренцевом, Черном и Японском морях.

Простой и надежный

На флоте Бе-12 активно эксплуатировался как в южных, так и северных морях и заслужил среди моряков славу простого и надежного самолета, отметил эксперт.

Для своего времени «Чайка» была самым большим серийным самолетом-амфибией в мире. Экипаж воздушного судна состоит из четырех человек — командира, помощника, штурмана и радиста. Отличительная черта машины — изогнутое V-образное крыло характерной формы, напоминающее чайку в полете. Благодаря этой конструктивной особенности она и получила свое название.

Бе-12 «Чайка»

Нижняя часть фюзеляжа Бе-12 имеет стремительные корабельные обводы, чтобы можно было совершать посадку и взлет с водной глади. Он обладает не только прекрасными аэродинамическими качествами, но способен на большой скорости преодолевать морские волны, не зарываясь носом в воду.

Мореходные качества машины тоже на высоте — она может приводняться и взлетать в шторм силой в три бала. Люки и двери герметизируются специальными шлангами, в которые сразу после защелкивания замков подается воздух. Амфибия может пользоваться наземными аэродромами — для этого она оборудована убирающимся в корпус трехопорным шасси с хвостовым колесом.

Летающая лодка развивает скорость более 550 км/ч, но во время патрулирования старается придерживаться крейсерской скорости в 320 км/ч. В зоне патрулирования на расстоянии в 600 км от базы самолет может барражировать более трёх часов. Боевая нагрузка этой машины — от 1,5 т до 3 т.

Не только ракеты

Существует более двух десятков комбинаций вооружения Бе-12, которые можно варьировать в зависимости от обстановки. Средства поиска и поражения вражеских подводных лодок самолёт несёт как во внутреннем отсеке, так и на наружной подвеске. В его арсенале — буи обнаружения субмарин противника, а также противолодочные бомбы ПЛАБ-250-120 и ПЛАБ-50, которые сбрасываются на обнаруженную подлодку с высоты от 50 м до 8 км.

Но основной ударной силой самолета считаются самонаводящиеся торпеды АТ-1 и АТ-1М, способные находить цель в полуторах км от места приводнения. Есть и модификация самолета, которая предусматривает его вооружение ядерными противолодочными бомбами СК-1 «Скальп». Обе без проблем «достанут» вражескую подлодку на глубине в 500 м.

Охотники за подлодками действовали не только в приграничных морях. В 1960-е годы они, базируясь в Египте, совместно с 5-й эскадрой кораблей советского ВМФ патрулировали Средиземном море.

На базе «Чайки» был также создан самолёт-спасатель Бе-12ПС. В грузовом отсеке машины оборудованы места для размещения пострадавших, санитарно-спасательного и медицинского оборудования. В состав экипажа включен медицинский работник, а для спасения на воде предусмотрена надувная лодка с мотором. На борт «спасатель» может принять от 15 до 29 пострадавших.

За время эксплуатации самолет установил почти полсотни мировых рекордов среди летательных аппаратов своего класса -—по скорости, скороподъемности, массе груза, поднятого на определенную высоту и дальности полета.

Противолодочная авиация сегодня меняется буквально на глазах. Уж началась модернизация сверхдальних противолодочных самолетов Ту-142. Теперь эти машины смогут часами кружить в воздухе, отслеживая не только вражеские субмарины, но и наземную военную технику. На борту «морского охотника» появилась высокоточная прицельная система СВП-24 «Гефест». Она отлично зарекомендовала себя в Сирии, обеспечив самолетам ВКС России исключительную точность при проведении ракетно-бомбовых ударов. Сейчас Ту-142 может поражать наземные цели обычными бомбами с эффективностью высокоточного оружия.

Читайте также
Прямой эфир