Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
СМИ назвали возможного покупателя российских активов Henkel
Наука и техника
Мошенники начали использовать ChatGPT для фишинга
Спорт
Макдэвид первым за последние за 27 лет НХЛ набрал 140 очков за сезон
Общество
Источник заявил об улучшении состояния Костомарова
Армия
Пушилин рассказал о практически полной зачистке промзоны в Артемовске
Общество
Собянин сообщил о росте средней скорости движения на МКАД на 6% за пять лет
Мир
В Киеве потребовали запретить применять боеприпасы с обедненным ураном
Мир
КНР обошла США и стала крупнейшим в мире кредитором стран-должников
Мир
Землетрясение магнитудой 5,5 зафиксировали у побережья Индонезии
Армия
ВС РФ использовали огнеметную систему «Солнцепек» под Авдеевкой
Мир
В США одобрили законопроект о лишении КНР статуса развивающейся страны
Армия
Российские артиллеристы нанесли удар по подразделению ВСУ в ЛНР
Общество
В Хабаровском крае задержали похитившего у пенсионеров 1,5 млн рублей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В начале июля СМИ сообщили о вступлении в силу серии новых контрактов в сфере военно-технического сотрудничества между Россией и Узбекистаном. По мнению специалистов, Ташкент намерен модернизировать свою армию, и у России есть все возможности закрепиться на этом рынке. «Известия» разбирались в истории вопроса.

Безальтернативный вариант

Военные расходы Узбекистана, составившие в прошлом году $1,4 млрд, скорее всего будут оставаться достаточно высокими, и далее, что делает эту страну перспективным партнером с точки зрения закупок военной техники, суммы расходов на приобретение нового вооружения в пересчете на десятилетний период могут составить до $6–7 млрд.

Получив в наследство от СССР изрядные запасы вооружения как для сухопутных войск, так и для ВВС и ПВО, в период правления Ислама Каримова Ташкент активно искал альтернативы России в качестве основного партнера в сфере ВТС. Результатом этих поисков стал ряд контрактов с европейскими, американскими и китайскими поставщиками, включая закупку достаточно серьезных систем вооружения — в частности у Китая был приобретен зенитный ракетный комплекс HQ-9 — созданный в КНР с помощью России аналог C-300.

Тем не менее масштаб этих закупок не позволял говорить о модернизации армии в целом — для этого их объем был совершенно недостаточен, а его наращивание требовало бы принятия стратегических решений о военно-техническом партнерстве. Такого решения Узбекистан при Исламе Каримове так и не принял — достаточно посмотреть на цикл развития отношений Ташкента и ОДКБ.

С приходом нового правительства ситуация начала меняться, и уже в 2017 году были заключены первые соглашения, в частности, на поставку вертолетов Ми-35, с дальнейшим продолжением.

Китайский ракетный комплекс HQ-9

Фото: wikipedia.org

Значение ВТС с Узбекистаном отметил в беседе с корреспондентом «Известий» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.

«Работа с новым руководством Узбекистана очевидно началась не вчера — подобные соглашения готовятся много месяцев, так что мы сейчас видим итог продолжительного процесса. Начался он, очевидно, не сразу после того, как действующий президент Убекистана Шавкат Мирзиёев пришел к власти, должен был пройти период «приглядывания», — отметил Макиенко.

Собеседник редакции подчеркнул важность узбекского рынка вооружений для России. «Для нас сохранение своих позиций на рынке вооружения среднеазиатских стран имеет принципиальное значение — и с точки зрения экономики, и с точки зрения политики. Учитывая, что крупные поставки оружия означают и сотрудничество в подготовке военных кадров, что означает рост возможностей влияния в перспективе».

Что берут

Говоря об узбекских закупках стоит обратить внимание на приоритет, который в Ташкенте отдают военно-воздушным силам и ПВО. Помимо уже имеющегося контракта на поставку Ми-35, реализация которого намечена на 2019–2020 годы, Узбекистан намерен приобрести истребители Су-30СМ. Для войск ПВО Ташкент планирует приобретение радиолокационных станций, средств технического обслуживания модернизированных ЗРК «Печора-2М». В перспективе, по мнению источников «Известий» в сфере военно-технического сотрудничества, возможно приобретение современных средств ПВО малой дальности.

Истребители Су-30СМ

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Россия также принимает участие в модернизации узбекской инфраструктуры средств управления воздушным движением: Ташкент намерен модернизировать свои РЛС П-37 до уровня 12А6 «Сопка-2».

Закупки бронетехники пока менее масштабны — в мае 2019 года Узбекистан публично продемонстрировал приобретенные в России бронеавтомобили КамАз-53949 «Тайфун-К 4х4», дополнившие ранее купленные бронемашины американского производства.

Что будут брать

Говоря об авиации, можно отметить, что скорее всего Ташкент в перспективе также пойдет на приобретение учебно-тренировочных самолетов Як-130, которые могут использоваться также в качестве легких ударных машин, в том числе, с небольшой доработкой, с применением высокоточного оружия. Не исключен и заказ на модернизацию имеющихся в наличии ВВС Узбекистана штурмовиков Су-25.

Следует отметить наличие ряда «слепых зон», где Россия пока не может предложить готовую продукцию ­— в частности, это легкие военно-транспортные самолеты (эту нишу Узбекистан, как и Казахстан, заполняет закупками европейских C-295), и ударные БПЛА (приобретены в КНР).

Танк Т-72

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Вместе с тем, необходимость модернизации сухопутных войск в условиях вероятных локальных конфликтов потребует от Узбекистана серьезных вложений в бронетехнику — и если не брать фантастические варианты, то скорее всего речь пойдет о модернизации с российской помощью основных боевых танков Т-72, боевых машин пехоты и бронетранспортеров советского производства и поставках новой бронетехники, преимущественно легкой.

Не всё сразу

Не стоит полагать, что положение России как партнера по ВТС будет гарантированным. С одной стороны, в пользу Москвы говорят многие аргументы, начиная от общности используемой техники, до льготных условий, которые Ташкент получил наравне со странами — членами ОДКБ, включая кредитную линию и поставки по внутрироссийским ценам.

С другой, как отметил в беседе с корреспондентом «Известий» старший научный сотрудник Института Дальнего Востока Василий Кашин, Узбекистан наверняка продолжит политику диверсификации поставщиков, закупая новую технику в том числе и у Китая. Другие страны, и тот же Китай, также могут предложить льготные условия своих поставок, и в этих условиях России придется максимально эффективно использовать имеющиеся козыри — причем не только военно-технические. В частности, стоит помнить долю трудоспособного населения Узбекистана, работающего в России.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

При этом стоит иметь в виду, что Россия прямо заинтересована в повышении эффективности силовых структур, в том числе вооруженных сил стран постсоветской Средней Азии. Чем лучше они будут справляться со своими задачами, тем меньше вероятность того, что в регионе придется задействовать Вооруженные силы России.

Читайте также
Реклама