Черная дыра: чем опасны выброшенные в унитаз влажные салфетки
Ежедневно в канализацию российских городов попадают тонны мусора, которому там не место. Это выброшенные в унитаз влажные салфетки, ватные палочки, прокладки и подгузники, а также волосы, презервативы и многое другое. Выловить их из сточных вод — непростая задача. Нередко привычки россиян оборачиваются большими проблемами для работников жилищно-коммунальной сферы. АО «Мосводоканал» провел для «Известий» экскурсию по Люберецким очистным сооружениям в районе Некрасовка в Москве (ЛОС). Подробнее о том, как их сотрудники борются с потоком всевозможного мусора из городских квартир, — в материале.
Унитаз вместо мусорного ведра
Сточные воды проходят три этапа: сначала стекают в систему канализации и коллекторы, затем приходят на очистные сооружения и, наконец, возвращаются в реки и водоемы. Их нужно очистить как минимум до безопасного уровня. Для этого из воды прежде всего удаляют твердые предметы, а затем растворенные в ней вещества — в основном отходы человеческой жизнедеятельности.
Проблемы начинаются сразу. Как правило, для механической очистки сточных вод используют особые решетки. Они установлены и на Люберецких очистных сооружениях. Ширина их прозора — 6 мм, то есть большой мусор задерживается и удаляется здесь.
Решетки вылавливают предметы, брошенные в унитаз. Это текстиль, бумага, пищевые отходы, влажные салфетки, ватные палочки, презервативы, прокладки, подгузники, тампоны, флаконы от лекарств и прочее. Изредка попадаются оброненные вещи, например золотые цепочки и смартфоны. Весь мусор спрессовывают, обезвоживают и отправляют на полигоны.
Нетканые влажные салфетки — одна из двух главных бед для очистного оборудования. В воде такие предметы не растворяются, к тому же у них эластичная структура — они не рвутся, а тянутся, могут скапливаться на поворотных участках коллектора и поступают на решетки. В среднем за сутки на ЛОС собирается 20 т мусора. Значительная их часть — салфетки.
Трудность в том, что, проходя по канализации, они сбиваются в комки. Это обычно происходит из-за выброшенных в унитаз волос или ниток — они переплетаются, обматывают салфетки, бумагу, жиры, прокладки и другие вещи и собирают их в кучу. Когда комок размером с футбольный мяч приходит к решетке, вылавливать его приходится вручную — устройство с ним не справляется. Работу оборудования приостанавливают, сотрудники станции вооружаются крючками и извлекают клубок мусора из воды.
«Система московской канализации включает в себя 8,7 тыс. км канализационных сетей, 156 насосных станций — с многочисленными поворотами, перепадами высоты, ответвлениями и прочее. Именно поэтому мусор в итоге скапливается и собирается в большие комки, которые потом приходят на наши решетки. Люди бросают, например, салфетки и не думают, что потом с этими салфетками будет дальше», — пояснил заместитель директора — главный инженер ЛОС Максим Курако.
Вторая беда — ватные палочки. Когда сточные воды очищаются от крупных предметов, они попадают в песколовки, а затем в отстойники. На первых воду освобождают от мелких минеральных примесей — песка, шлака, битого стекла, камушков и прочего, на втором — от других нерастворенных веществ, которые оседают на дне во время отстаивания. По идее, здесь уже не должно быть никаких дисперсных, не растворяющихся в воде примесей, так как их задерживают решетки. Но они есть — ватные палочки.
Размер этих гигиенических средств слишком мал, чтобы их остановили решетки с 6-миллиметровыми прозорами. Они утекают дальше — в песколовки и отстойники. Здесь их приходится вылавливать с поверхности воды. Что поднять не получилось, задерживается на других стадиях очистки и на мелких решетках с прозорами 1,5 мм.
Курако отметил, что еще несколько лет назад работники очистных сооружений не сталкивались с этой проблемой. Только в последние годы количество ватных палочек в канализации сильно выросло. «Такого не было. Помните, как раньше чистили уши: брали спички, наматывали ватку, использовали, а потом выкидывали в ведро. Сейчас с этим стало проще, не нужно самим делать палочки, но они пластиковые и в воде не разлагаются. Люди, не задумываясь об этом, бросают их в унитаз», — отметил он.
В немалом количестве на ЛОС приплывают и средства женской и детской гигиены. Хотя в общественных местах всегда предупреждают о запрете выкидывать их в унитаз, дома граждане ничем не ограничены. В отличие от ватных палочек и влажных салфеток, прокладки, тампоны, подгузники еще и значительно разбухают в воде и увеличиваются в размерах. Даже если они благополучно проходят через канализационные сети, то могут застрять в насосах и на решетках очистных сооружений и приостановить их работу. То же относится к презервативам — они могут наполняться водой и образовывать пузыри в трубах.
Как в Европе
По словам Курако, в других цивилизованных странах люди сознательнее относятся к использованию водных ресурсов и в частности канализации. «В Европе в унитаз не выбрасывают влажных салфеток, ватных палочек, тампонов, прокладок и прочее. Всё, что мы здесь ловим, они выкидывают в мусорное ведро. У нас недавно были немцы, северокорейцы. Когда мы им показывали решетки, они ужасались. Им было непонятно, почему так происходит, почему мы допускаем, чтобы люди кидали в туалет такие вещи. Для них это вопрос культуры и ответственности», — сказал он.
В России очистные сооружения страдают из-за мусора гораздо больше. В отдельных случаях решетки выходят из строя, их приходится останавливать, выводить из работы, ремонтировать и заменять детали. Всё это требует сил и денег.
«Мосводоканал» стремится по возможности разговаривать с населением об этой проблеме. Например, в Музее воды постоянно проводят экскурсии, на которых детям и взрослым рассказывают в том числе и о том, что нельзя бросать в туалет.
Обычный горожанин, окруженный благами цивилизации, редко задумывается, что вода в унитазе и вода из-под крана — по сути, одна и та же. Качество ее очистки — один из показателей качества жизни города в целом, но в этом процессе участвуют не только коммунальщики. Остается задуматься, что проще — выгребать тонны мусора на очистных сооружениях, останавливать работу оборудования, вручную вылавливать комки из салфеток, волос и прокладок, тратить деньги на ремонт и закупку поврежденных деталей или поставить в туалете мусорное ведро.