Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Уложили в срок: кто ответит за нарушения при строительстве ЦКАД
2019-07-04 18:09:03">
2019-07-04 18:09:03
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бывшему главе «Автодора» Сергею Кельбаху грозит реальный срок заключения, считают опрошенные «Известиями» юристы. Топ-менеджера, занимающего сейчас должность советника главы РЖД, подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следователей, он необоснованно использовал бюджетные деньги и средства Фонда национального благосостояния, предназначенные для строительства ЦКАД. Сроки сдачи 500-километровой дороги переносились несколько раз. Стоимость проекта за несколько лет увеличилась почти на 20 млрд рублей. Ущерб от действий бывшего главы «Автодора» оценивается в сумму более 2 млрд рублей. Обвинение Сергею Кельбаху пока не предъявлено, он в статусе подозреваемого, сказали «Известиям» в Следственном комитете.

Тяжкая доля

Против бывшего главы госкомпании «Автодор» –– оператора платных дорог в России –– Сергея Кельбаха возбуждено уголовное дело по итогам проверок, проводившихся в прошлом году, сообщил вчера генеральный прокурор России Юрий Чайка. Он уточнил, что речь идет о превышении должностных полномочий при реализации проекта по строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области.

Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной уточнил «Известиям», что расследуется уголовное дело по части 3 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). Он добавил, что оно было возбуждено еще 11 марта Следственным комитетом (СК) с учетом выявленных Генпрокуратурой совместно со Счетной палатой нарушений «по фактам неправомерного расходования авансовых платежей при строительстве». Сергею Кельбаху грозит до 10 лет лишения свободы.

Представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной

Фото: РИА Новости/Кирилл Красильников

Возбуждение уголовного дела против экс-главы «Автодора» подтвердили и в Следственном комитете.

«По данным следствия, Кельбах, занимая должность председателя правления государственной компании «Российские автомобильные дороги», в 2015 году согласовал незаконную оплату ООО «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн рублей в АО «Газпромбанк» и неправомерное предоставление в 2017 году дополнительного аванса АО «Крокус Интернешнл» в размере 2 млрд рублей», — говорится в сообщении СК.

ООО «Кольцевая магистраль» и АО «Крокус Интернешнл» — подрядчики двух пусковых комплексов ЦКАД. Таким образом, полагают следователи, топ-менеджер необоснованно использовал бюджетные деньги и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), предназначенные для строительства Центральной кольцевой автодороги в 2014–2018 годах.

В СК «Известиям» сообщили, что Сергей Кельбах находится в статусе подозреваемого. Мера пресечения может быть назначена судом только после официального предъявления обвинения.

Дозвониться до экс-главы «Автодора» не удалось.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Часть 3 статьи 285 УК РФ предполагает, что действия должностного лица повлекли тяжкие последствия, в этом случае обвиняемый, как правило, получает реальный срок, сказал «Известиям» председатель Московской коллегии адвокатов «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог.

Аналогичной точки зрения придерживается адвокат BMS Law Firm Татьяна Пашкевич.

— Вынесение приговора с реальным сроком вполне вероятно, –– сказала она.

Однако, по словам Александра Тонконога, следователям предстоит доказать наличие злого умысла в действиях бывшего руководителя «Автодора».

— Если мы говорим о ЦКАД, то речь идет об огромном количестве заказов и подрядчиков, которых руководитель организации не может контролировать. В этом случае он делегирует свои полномочия, — отметил он.

Дорогой длинною

Сергей Кельбах занимал должность председателя правления «Автодора» с декабря 2011-го. В феврале этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отправил его в отставку. Официально сообщалось, что топ-менеджер был освобожден от должности по собственному желанию. Позднее стало известно о его назначении советником главы «Российских железных дорог». Как рассказали «Известиям» два источника, знакомых с ситуацией, Сергей Кельбах до сих пор продолжает работать в РЖД. В компании отказались от комментариев.

Новым главой «Автодора» был назначен Вячеслав Петушенко, который с августа 2018 года занимал должность первого зампреда правления госкомпании.

Председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко

Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

Как сообщили в «Автодоре», компания предоставила все необходимые материалы уполномоченным органам.

— Информацией о проводимых следственных мероприятиях в отношении бывших сотрудников государственная компания не располагает. Какие-либо процессуальные решения в отношении действующего руководства правоохранительными органами не принимались, — пояснили в пресс-службе.

Как писали «Известия», о том, что к работе «Автодора» есть большие вопросы, стало известно еще в 2017 году. В отрасли предрекали его отставку после проверок Счетной палаты, которая обрушилась на госкомпанию с критикой именно по поводу срыва сроков. В проект ЦКАД планировалось вложить 300 млрд рублей. Сдать 500-километровую дорогу планировалось в 2018 году, первые лоты были разыграны еще в 2014-м. Однако сроки несколько раз переносились. За несколько лет проект подорожал почти на 20 млрд рублей. В настоящее время запущено движение только на трехкилометровом участке в обход Звенигорода.

Осенью 2018 года на проблему со строительством ЦКАД обратил внимание президент России Владимир Путин. Глава государства поручил Генпрокуратуре, СК и СП проверить соблюдение «интересов РФ при заключении и выполнении госконтрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства».

В своем майском докладе Счетная палата признала итоги деятельности госкомпании в 2018-м худшими за последние 10 лет. В заключении аудиторов подчеркивалось, что «Автодор» не закончил строительство и реконструкцию 320 км дорожного полотна –– более половины от плановых показателей за прошлый год. По данным СП, компания, несмотря на низкую эффективность использования госсубсидии в 75 млрд рублей (всего 45%), израсходовала деньги из казны фактически полностью. Это произошло в связи с выплатой авансов компаниям-подрядчикам в конце года.

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

В начале этого года госкомпания попросила Минтранс в очередной раз перенести сроки завершения работ по ЦКАД. На сегодняшний день дедлайн — 2021 год.

Сроки почти наверняка снова будут сдвинуты, сказал «Известиям» глава агентства Infranews Алексей Безбородов.

— Не исключено, что проект будет в целом трансформироваться под реально существующие грузопотоки, например, транспортные хорды от окраин Московской области в соседние субъекты РФ, –– полагает эксперт.

У «Автодора» есть проблемы и с другим ключевым проектом –– строительством скоростной дороги М-11 Москва–Петербург, сроки завершения которой также неоднократно сдвигались. Но этот проект не фигурировал в проверках СП и Генпрокуратуры.

Читайте также