Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

По последнему стику моды: импорт девайсов для курения подскочил вдвое

В то же время продажи обычных сигарет продолжают сокращаться
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Системы нагревания табака и доставки никотина (айкосы и электронные сигареты) стремительно распространяются в России. По данным Минсельхоза, их импорт в 2018 году подскочил вдвое — до 1,8 млн устройств. А производство табачных палочек (стиков) для нагревания в стране для внутреннего потребления выросло в 500 раз. Об этом сказано в документах Минсельхоза, с которыми ознакомились «Известия». Популярность электронных девайсов растет на фоне падения продаж обычных сигарет. А это значит, что россияне не бросают курить, а переключаются на новые никотиносодержащие продукты, уверены эксперты. Пока на федеральном уровне для таких устройств нет ограничений: их можно продавать несовершеннолетним и курить в ресторанах.

Пар вместо дыма

Основной поставщик систем нагревания табака и доставки никотина — Китай. В России нет заводов по производству таких товаров. За 2018 год ввоз электронных сигарет, вейпов, айкосов и других электронных девайсов для курения вырос вдвое — до 1,8 млн штук. Об этом сказано в документе за подписью замглавы Минсельхоза Оксаны Лут, направленном 29 мая в Совет Федерации. «Известия» ознакомились с ним.

Импорт стиков увеличился почти в восемь раз — до 779,9 т. В основном в страну ввозят продукцию, произведенную в Италии. Стики изготавливают и в России — их производство также выросло. Если в 2017 году выпустили 0,4 т продукции для внутреннего потребления, то в 2018-м в 500 раз больше — 195,7 т.

Импорт жидкости для электронных сигарет вырос за год в 28 раз — до 4,5 тыс. л. Производство внутри страны увеличилось с 813,8 л до 1,7 тыс. л.

В пресс-службе Минсельхоза «Известиям» сказали, что одна из причин динамичного распространения электронных систем доставки никотина и нагревания табака — отсутствие жесткого регулирования их оборота. В случае с обычными сигаретами есть ограничения по рекламе, местам продажи и потребления, для вейпов и айкосов запретов нет.

Электронные девайсы становятся все популярнее, потому что их потребление вызывает сильную никотиновую зависимость, заявили «Известиям» в пресс-службе Минздрава. Кроме того, эти устройства привлекательны для разных категорий граждан, в первую очередь для молодежи.

Распространение электронных девайсов для курения идет на фоне падения продаж обычных сигарет. В 2018 году, по последним данным Минсельхоза, они снизились на 15,7% до 231,8 млрд штук.

Не дают бросить

В России пока нет федерального регулирования оборота систем нагревания табака и электронных сигарет. А это значит, что ограничения, действующие для табачного рынка, на них не распространяются. К примеру, не действует запрет на курение в общественных местах и на продажу несовершеннолетним и т.д. Как пояснил «Известиям» исполнительный директор Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Виктор Зыков, теряется актуальность закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма…». Это приводит к тому, что часть курильщиков переключается на более доступный новый товар, а не бросает вредную привычку совсем.

Начиная с 2017 года, почти 30 субъектов РФ запретили на своих территориях продажу электронных сигарет несовершеннолетним, при этом большинство регионов не распространили ограничения на устройства с нагреваемым табаком. Как правило, за нарушение запрета торговцы получают штрафы до 5 тыс. рублей.

По словам Виктора Зыкова, в России, как и в большинстве стран мира, удалось успешно реализовать антитабачные меры, в результате потребители делали выбор в пользу здоровья и бросали курить. Именно поэтому табачные компании выпустили на рынок новые виды продукции под лозунгом «снижения вреда», считает он.

При этом электронные сигареты и системы нагревания — это абсолютно такие же табачные изделия, подчеркнул эксперт. Он отметил, что американский регулятор FDA (управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) разрешил продажу в США айкосов компании «Филип Моррис» с ограничениями. Так, при распространении этого продукта запрещены любые публичные утверждения о том, что при их использовании выделяется меньше вредных веществ.

Директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова сказала «Известиям», что компания поддерживает необходимость регулирования инновационной никотиносодержащей продукции. По ее мнению, регулирование должно быть основано на научных исследованиях о степени риска новых девайсов.

Российское представительство «Филип Моррис» на запрос «Известий» не ответило.

Как писали «Известия», в последней версии антитабачной концепции Минздрава ведомство, ответственное за здоровье нации, предложило приравнять к обычным сигаретам все виды электронных сигарет, вейпы и различные системы нагревания табака и распространить на них ограничения, действующие для классических сигарет. Однако экспертный совет ФАС совместно с компаниями-производителями подготовил альтернативную концепцию. По мнению игроков рынка, электронные системы доставки никотина наносят организму меньший вред, чем обычные сигареты. Производители хотят вывести девайсы из под действия табачного законодательства и предложить свои нормы регулирования рынка.

Прямой эфир

Загрузка...