Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Экономика
Банки предложили шесть льгот для запуска жилищных вкладов
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Хибла Герзмава хотела бы, чтобы Дездемона осталась в живых, она мечтает о «королевском триптихе» Доницетти и считает, что музыка — тоже своего рода политика. Об этом одна из самых знаменитых певиц отечественной сцены рассказала «Известиям» накануне премьеры оперы Джузеппе Верди «Отелло» в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

— Партия Дездемоны не первый год в вашем репертуаре, вы пели ее в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в дрезденской Земперопер, только что прошла серия спектаклей в Парижской опере. Будет ли героиня московской постановки отличаться от того образа, который вы уже создали раньше?

— Каждая постановка — это возможность создать что-то новое. Ты никогда не знаешь, что получится, и это очень интересно. Каждый спектакль привносит новые краски. Ты иначе двигаешься, даже поешь немного по-другому, и из этих нюансов складывается роль. «Отелло» в нашем театре ставит великий Андрей Кончаловский, с которым я давно мечтала поработать, и это огромное счастье, что мечта стала реальностью.

Отелло
Фото: пресс-служба МАМТ

Андрей Сергеевич — удивительный режиссер, который очень тонко чувствует музыку. У него есть не только огромный опыт работы в кино и театре, но и серьезное музыкальное образование. Он по-своему видит сцену и певца в опере и работает с нами очень интересно.

В этом сезоне Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко отмечает свое столетие, и новая постановка «Отелло» станет частью его истории. Это театр с замечательными традициями, и мне необычайно повезло, что 25 лет назад я пришла именно сюда. Счастьем было встретить Александра Тителя, который год за годом помогал мне расти как артистке и чья поддержка мне важна до сих пор. Директором театра был Владимир Урин, который сумел создать коллектив единомышленников. С первых шагов мне очень помогал дирижер Вольф Горелик, который учил нас тем нюансам, которые полезны до сих пор. Моим педагогом стала профессор Евгения Арефьева, все мои новые партии и концертные программы мы готовили вместе.

Премьерой «Отелло» дирижирует Феликс Коробов. Мы давно дружим и часто выступаем вместе. Можно сказать, что мы вместе выросли в театре. Он изумительный дирижер и потрясающий виолончелист. Я очень люблю работать с ним и рада, что он стоит за пультом на премьере.

Отелло
Фото: пресс-служба МАМТ

— Вашим партнером в спектакле будет Арсен Согомонян, который начинал свою вокальную карьеру как баритон, а теперь с успехом выступает как тенор.

— Это блистательный драматический актер с потрясающим голосом. У Арсена невероятно теплый тембр, петь с ним в дуэте — счастье. Это настоящий Отелло, продолжающий традицию таких замечательных певцов, как Владимир Атлантов, Зураб Соткилава, Вячеслав Осипов, Владимир Галузин.

Россини завершил свой вариант «Отелло» счастливым финалом. У Верди опера кончается трагически. Вам никогда не хотелось, чтобы Дездемона в финале осталась в живых?

— Конечно, хотелось бы. Тем более что вся музыка буквально соткана из любви. Первое, что нам сказал Андрей Кончаловский, начиная работу: «Главное в этой опере — любовь». Атмосфера, в которой живут Отелло и Дездемона, полна любви. И когда Отелло теряет веру в нее, мир вокруг него рушится. Да, мне хотелось бы хеппи-энда, но Верди в одном из писем ответил на предложение что-то изменить в сюжете: «Не могу, так написал Шекспир». Так что у нас всё будет так, как написали Шекспир и Верди.

Отелло
Фото: пресс-служба МАМТ

— В вашем репертуаре много главных женских партий в операх Верди: Елизавета в «Доне Карлосе», Леонора в «Силе судьбы», Виолетта в «Травиате», Амелия в «Симоне Бокканегре». Можно ли говорить, что это ваш любимый композитор?

— Один из любимых — это точно. И это тот репертуар, который сейчас подходит моему голосу. Мне в нем удобно и комфортно. Когда-то «моими» были Доницетти и Пуччини, был большой период Моцарта. Сейчас пришло время Верди. Новые героини, новое ощущение себя. Голос меняется со временем, и очень важно не форсировать его жизнь, бережно относиться к тому, что тебе дано, и наслаждаться каждым новым этапом. Да, какие-то партии уходят в прошлое, но появляются другие, ты можешь расти, пробовать себя в новых ипостасях. Это дает постоянное ощущение свежести ощущений.

— А есть какие-то партии, которые вы хотели бы спеть в ближайшем будущем?

— Хочется спеть Норму, Адриану Лекуврер, Леонору в «Трубадуре», в дальнейшем — Аиду. Я бы очень хотела повторить партию Анны Болейн. Для меня это эталонная партия, я подходила к ней, как к одной из сложнейших вершин. Надеюсь, что какой-нибудь из театров первого ряда вновь обратится к этой опере. Вообще хочется иметь в репертуаре весь «королевский триптих» Доницетти, в который входят оперы «Мария Стюарт», «Анна Болейн» и «Роберто Деверё».

Отелло
Фото: пресс-служба МАМТ

— Вы говорили о том, как важно сосредоточиться на определенном репертуаре. А как же тогда эксперименты с джазом, выступление на закрытии Олимпийских игр в Сочи, другие выходы за пределы оперного мира?

— Джаз я люблю с детства. Когда я пою джаз, мой голос отдыхает. И мне давно хотелось придумать красивую, стильную историю в духе «кроссовер», которая была бы интересна и любителям джаза, и поклонникам оперы. Мне хочется быть многогранной, не замыкаться в рамках академического пения. Если это находится в сфере моих интересов, не противоречит моему внутреннему состоянию — почему бы не попробовать? Очень важно, что моими партнерами в этом проекте стали первоклассные джазовые музыканты, общение с которыми доставляет радость. Если бы это не было интересно в первую очередь нам, ничего бы не получилось.

Что касается Олимпиады — это был замечательный праздник, которым жила страна. Участвовать в нем было огромной честью. Красивое, мощное действо, которое я вспоминаю с гордостью. Тем более что Олимпиада проходила в Сочи, рядом с моей родной Абхазией.

Отелло
Фото: пресс-служба МАМТ

— Сегодня часто спорят, какую позицию должны занимать люди искусства — идти в политику или находиться над схваткой?

— Быть вне политики невозможно, это иллюзия. Но я не политик, а музыкант. И самое лучшее, что у меня есть и чем я могу поделиться с другими, — это музыка. Музыканты могут сделать очень много для того, чтобы наш мир стал лучше и добрее. Это ведь тоже своего рода политика.

Справка «Известий»

Хибла Герзмава в 1994 году окончила вокальный факультет Московской консерватории, затем — ассистентуру-стажировку при том же вузе (класс профессора Ирины Масленниковой). Завоевала Гран-при на Х Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. С 1995 года — солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Регулярно выступает на ведущих сценах мира — в: Метрополитен-опере (Нью-Йорк), Гранд-опера (Париж), Ковент-Гардене (Лондон) и др. В 2014 году приняла участие в Церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Народная артистка России и Республики Абхазия.

Прямой эфир