Бунт в ущелье: как чеченцы прогнали грузинский спецназ
В Панкисском ущелье Грузии произошли ожесточенные столкновения. Местные жители атаковали сотрудников полиции, которые пытались обеспечить безопасность строителей гидроэлектростанции. В результате побоища пострадали 55 человек, 23 стража порядка доставили в больницы. Эксперты говорят, что причины беспорядков не только в реализации неоднозначного проекта. По мнению наблюдателей, бездумная национальная политика Тбилиси может привести к появлению новой «горячей точки» на карте страны. «Известия» разбирались в ситуации.
Женщины с булыжниками
Конфликт в Панкисском ущелье произошел из-за строительства гидроэлектростанции «Хадори-3». ГЭС мощностью 5,4 МВт должна быть возведена на реке Алазани. Местные жители — преимущественно этнические чеченцы (кистинцы) — считают, что она навредит экологии региона. В Тбилиси проект считают перспективным. По мнению центральных властей, жители Панкиси получат дополнительные рабочие места, дешевую электроэнергию.
Ситуация резко обострилась 21 апреля. Кистинцы окружили технику строителей ГЭС. В ответ в ущелье были введены дополнительные силы полицейского спецназа. Несколько сотен чеченцев атаковали стражей порядка у села Биркиани. С помощью «коктейлей Молотова» они подожгли бронетехнику МВД и экскаватор строителей, забросали полицейских камнями. Спецназ, в свою очередь, использовал слезоточивый газ и резиновые пули.
В Сети быстро распространились видеозаписи столкновений. На одной из них видно, как протестующие, в том числе пожилые женщины, кидают булыжники, бьют по защитным щитам полицейских руками и ногами, вступают с сотрудниками правоохранительных органов в громкие споры. На другом ролике видно, как полицейские под напором протестующих обращаются в бегство.
В результате столкновений пострадали 55 человек, 23 полицейских доставили в больницы. В министерстве здравоохранения Грузии уточнили, что у большинства сотрудников правоохранительных органов диагностированы черепно-мозговые травмы, все находятся в удовлетворительном состоянии. Несколько человек задержаны, однако точной цифры не называется.
На место происшествия 21 апреля прибыл министр внутренних дел Грузии Георгий Гахария. «Мы же едины, мы живем в одной стране, мы же всегда жили как братья. Ради чего вы кидали камни в людей в форме?! Так же нельзя!» — обратился он к протестующим. При этом глава МВД пригрозил, что силовики будут принимать меры тогда, когда посчитают нужным. «И никто не сможет нас в этом ограничить», — подчеркнул он.
Чеченская долина
В Грузии строится несколько гидроэлектростанций. Потребление электроэнергии в стране постоянно растет. Летом особых проблем нет, а зимой периодически происходят перебои. Строительство некоторых ГЭС вызывает протесты местных жителей и экологов. Так, в начале апреля против возведения станции на реке Риони выступили в регионе Рача-Лечхуми. В марте митинг прошел в селении Местия в Верхней Сванетии.
Не первый раз против ГЭС выступают и в Панкисском ущелье. В феврале митинг провели несколько сотен жителей села Биркиани. Участники сообщили, что отказываются переселяться, даже если им предложат лучшие условия. «Мы никуда не уедем. Мы будем бороться до конца. Если тут построят ГЭС, всё вокруг превратится в болото», — заявил местный житель Малхаз Метопришвили.
Неслучайно и то, что именно в Биркиани противостояние стало наиболее ожесточенным. Панкисское ущелье — это отрезанное от мира микросообщество в 10 000 человек. До Тбилиси отсюда 100 км, горная дорога до столицы занимает почти три часа. Гораздо ближе — примерно в 30 км — располагается Чечня. Именно оттуда в XIX веке пришли нынешние жители долины.
Кистинцы живут закрыто, занимаются животноводством и земледелием, чтят неприкосновенность ландшафтов. Многие крайне слабо знают грузинский язык. Исповедуют ислам, говорят на чеченском и приняли у себя после войны в Чечне в 1994–1996 годах тысячи беженцев. Окрестные горы стали тыловой базой боевиков, а Панкисское ущелье завоевало репутацию опасной территории, где нередки похищения и контрабанда.
В последние годы грузинские СМИ называют регион «ущельем исламистов». Еще во вторую чеченскую кампанию известный арабский наемник Хаттаб создал здесь госпиталь для боевиков, открыл мечеть и организовал несколько тренировочных лагерей. Подъем радикальных настроений в Панкиси произошел во время боевых действий в Сирии. Десятки молодых людей влились в ряды запрещенной в России террористической организации ИГ. Наиболее известный уроженец Панкиси — полевой командир, «военный министр» ИГ Абу Умар аш-Шишани, или «Абу Омар Чеченский», которого уничтожили в 2016 году. Он родился в Биркиани, его настоящее имя — Тархан Батирашвили.
Подпольное дело
После столкновений в Панкиси правительство Грузии приостановило строительство ГЭС. Вечером 21 апреля спецназ вывели из региона. Применение силы осудил старейшина Панкисского ущелья Хасо Хангошвили. «Если государство решило построить ГЭС, то мы должны получить больше преимуществ. Они обещают нам очень многое. Но вопросы надо решать с людьми», — сказал он.
Эксперты, впрочем, не считают конфликт исчерпанным. «Есть глубинные причины противостояния. После развала Советского Союза перестал существовать щит, которым нацменьшинства защищались от грузинского национализма. В первую очередь это почувствовали на себе осетины и абхазы. Но проблемы есть и у армянской диаспоры, и у жителей Аджарии, и, конечно, у чеченцев. Кистинцы всё больше радикализируются, это ответ на отсутствие внятной национальной политики у Тбилиси», — объясняет «Известиям» политолог Артур Атаев.
Политолог добавляет, что власти страны при строительстве ГЭС не попытались даже сделать видимость согласования проекта: не пообщались с местными авторитетными людьми, религиозными лидерами. «В России есть закон об общественных слушаниях, где население высказывает свое мнение о проектах. В Грузии на это время не тратят», — подчеркивает собеседник.
Атаев отмечает, что из-за своего высокомерия, национальной гордости Грузия навсегда потеряла Южную Осетию и Абхазию. «Но это явно ничему не научило Тбилиси. Если в Панкиси диалог с местными жителями наладить не удастся, то последствия могут быть самыми нежелательными. При нарастании противоречий Грузия может столкнуться с исламистским подпольем внутри страны», — предупреждает эксперт.