Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент Египта ас-Сиси выступил на днях с резким заявлением, потребовав от Эфиопии немедленно прекратить строительство плотины в верховьях Нила. По словам египетского лидера, от этого зависит само существование его страны. Что будет, если Аддис-Абеба откажется исполнить требование Каира, он не уточнил — и неудивительно: у египтян просто нет средств, при помощи которых они могут заставить эфиопов пойти на попятную. Как Египет, еще недавно распоряжавшийся львиной долей нильской воды, оказался на грани обезвоживания — выяснял Iz.ru.

Автор цитаты

«Для Египта это вопрос жизни и смерти. Никто не смеет и пальцем коснуться воды, предназначенной нашей стране».

Эти слова президент Египта Абдул-Фаттах Халил ас-Сиси произнес несколько дней назад во время посещения рыбной фермы в дельте Нила. Глава государства пытался таким образом рассеять страхи сотрудников фермы — они опасались, что вскоре река обмелеет и они лишатся работы.

Президент Египта Абдул-Фаттах Халил ас-Сиси

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Причина для страхов весомая — огромная плотина в верховьях Голубого Нила, которую строит сейчас Эфиопия. Ей дали пышное имя — «Плотина великого возрождения Эфиопии», или просто «Возрождение» — на амхарском «Хидасэ». В Аддис-Абебе рассчитывают, что по завершении строительства страна превратится в ключевого игрока в регионе. В Каире же боятся, что плотина просто убьет Египет.

Великий эфиопский ренессанс

Строительство плотины началось в январе 2011-го. Возводит ее итальянская компания Salini Impregilo, средства в постройку вложили китайские, американские и израильские фирмы. Проект грандиозный: объем водохранилища по плану должен составить 74 млрд кубометров, после окончания работ «Хидасэ» станет самой большой плотиной континента. Но главное — Эфиопия утроит производство электроэнергии, а цены на нее, и без того копеечные (сейчас один кВт⋅ч обходится промышленному потребителю внутри страны в 3 цента), упадут еще ниже. Кроме того, Эфиопия превратится в крупнейшего экспортера электроэнергии в регионе. Такие перспективы нравятся далеко не всем.

Строительство плотины «Хидасэ» 

Фото: wikipedia.org

Традиционно страны, расположенные вдоль Нила и его притоков — Белого и Голубого Нила, сливающихся в единую реку на территории современного Судана, — делят на две группы: государства, расположенные в верховьях (Эфиопия, Эритрея, Уганда, Конго, Бурунди, Танзания, Южный Судан, Руанда и Кения), и в низовьях — Египет и Судан. На берегах Нила проживают 400 млн человек, к 2050 году, по подсчетам демографов, их будет уже миллиард.

До недавнего времени режим использования вод определялся рядом договоров, заключенных еще в прошлом веке. Первый из них был подписан в Лондоне в 1929 году: согласно этому документу, Египет имеет право наложить вето на любой проект в верховьях, если заподозрит, что тот угрожает его интересам. В 1959-м египтяне подписали договор с суданцами, по которому Каир и Хартум фактически разделили воды Нила между собой: Судану отходили 22% всех нильских вод (18,5 млрд кубометров в год), Египту — 66% (55,5 млрд кубометров), остальные 12% приходились на долю испарений.

Проблема только в том, что ни Эфиопия, ни другие страны верховий в этих соглашениях не участвовали (за исключением Уганды и Танзании, которые на момент подписания были колониями Великобритании и обязанность соблюдать договор досталась им, так сказать, по наследству). И они же оказались главными пострадавшими: в годы холодной войны ни одна из сторон не была заинтересована в изменении статус-кво в регионе, из-за чего Эфиопия, по сути, не могла нормально использовать свои водные ресурсы, ее население страдало от засухи и голода. Неудивительно, что, когда ситуация изменилась, Аддис-Абеба поспешила этим воспользоваться.

Бомбить нельзя

Автор цитаты

«Мы с пониманием относимся к нуждам наших друзей и братьев в Эфиопии, желающих развивать свою страну, — заявил египетский президент Сиси, выступая 8 ноября на пресс-конференции в Шарм-эль-Шейхе. — Но мы в состоянии защитить нашу национальную безопасность, а вода — это для нас вопрос национальной безопасности. Точка, и говорить больше не о чем».

В свое время древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила». Он имел для этого все основания. 97,5% территории страны — пустыня, подавляющее большинство жителей — 94 млн — живут вдоль речного берега. Нил обеспечивает 95% всех потребностей Египта в воде и вращает колеса турбин Асуанской ГЭС, давая свет и тепло жителям окрестных селений. По расчетам строителей «Хидасэ», на заполнение ее гигантского резервуара понадобится шесть лет. Египетские ученые рассчитали, что в эти годы выработка энергии Асуанской ГЭС упадет на 40%, а количество воды, поступающей в страну, — на 30%. Но даже после заполнения резервуара обстановка не нормализуется: плотина будет удерживать плодородный ил, из-за чего упадет урожайность египетских полей. Компенсировать нехватку пресной воды теоретически можно при помощи опреснения морской, но это дорого. Страна, где больше половины населения живет менее чем на $2 в день, просто не может себе этого позволить.

Жители Египта  на реке Нил во время празднования Ид аль-Адха. Каир, Египет.

Фото: Global Look Press/Fayed El-Geziry

В январе 2011-го, когда эфиопы начали строить свою плотину, египтяне были заняты внутренними проблемами: они свергали президента Мубарака. Когда ситуация устаканилась и в Каире наконец обратили внимание на подозрительную активность в верховьях, было уже поздно. Контракты были подписаны, все работы проведены, строительство шло полным ходом.

Сперва Каир пытался угрожать. Весной 2013 года египетские военные стали намекать в прессе, что не исключают авиаудара по плотине, если Эфиопия не пойдет на попятную. Но вскоре заместитель начштаба египетских вооруженных сил генерал-майор Али Билал заявил в эфире канала «Аль-Арабия», что бомбить плотину никто не будет: слишком много средств иностранных компаний в нее вложено, это может испортить отношения Египта с США и Китаем.

Автор цитаты

«Весь мир считает, что Эфиопия может строить дамбу, и всем наплевать на страдания египетского народа», — пожаловался генерал.

Убедившись, что от международного сообщества помощи не дождешься, египтяне прибегли к другим методам.

Во всем виноваты евреи и Катар

Автор цитаты

«Строительство дамбы — результат прямого подстрекательства Израиля, — говорилось в редакционной колонке, опубликованной в мае 2013 года в газете «Аль-Кудс аль-Араби». — Авигдор Либерман, глава израильского МИДа, который угрожал разбомбить Асуанскую плотину и затопить Египет, возглавил делегацию из 100 бизнесменов и инженеров: они изучают перспективы строительства плотин в пяти африканских странах. Сейчас же израильские компании подписали контракты на торговлю энергией эфиопской дамбы. Израиль рассчитывает разрушить Египет и уморить его народ голодом».

Высотная Асуанская плотина

Фото: Global Look Press

После этой статьи в египетской прессе поднялась волна гневных публикаций: их авторы призывали Лигу арабских государств, штаб-квартира которой находится в Каире, вступиться за страдающий египетский народ. Однако израильскую карту разыграть не удалось. Хотя генсек лиги Ахмед Абуль Гейт (бывший глава египетского МИДа) заявил, что обеспечение водной безопасности Египта — дело всех арабских стран, в итоге лига ограничилась выражением беспокойства и призывами к Эфиопии активнее сотрудничать со странами в низовьях.

После того как в июне 2017 года большинство стран залива рассорились с Катаром, египтяне сменили тактику. Журналисты страны пирамид внезапно обнаружили, что большая часть денег, вложенных в строительство «Хидасэ», — катарские инвестиции. Ни саудиты, ни их союзники на это разоблачение никак не среагировали, а эфиопские власти назвали сообщения египетской прессы выдумкой. И, скорее всего, заслуженно: Аддис-Абебе нет никакой необходимости привлекать катарские деньги — инвесторов хватает и без того.

Сделать Эфиопию снова великой

Автор цитаты

 «Строительство никогда не останавливалось и не остановится, пока проект не будет завершен, — объявил несколько дней назад эфиопский министр ирригации, водоснабжения и электричества Селеши Бекеле. — Нас не беспокоит, что думает Египет. Эфиопия намерена получить всю возможную пользу от своих водных ресурсов, не причинив при этом никому вреда». 

В последние годы экономика Эфиопии, бывшей еще недавно одной из беднейших стран региона, стремительно растет — в среднем на 10% в год. Эфиопы уже обошли по ВВП кенийцев и всё заметнее превращаются в главную силу в Восточной Африке.

Этому во многом способствует внешнеполитическая обстановка. Главные соперники Эфиопии Сомали и Судан, по сути, распались. Причем если Судан потерял южную часть страны, где расположены главные нефтяные залежи, то Сомали просто прекратило существование, развалившись на ряд враждующих друг с другом непризнанных образований. Былые враги теперь просят Аддис-Абебу о помощи: эфиопские солдаты обеспечивают порядок в регионе Абьей, на который претендуют оба Судана, и сражаются с исламистами в Сомали. Суданский президент Омар аль-Башир официально находится в розыске по ордеру, выданному Международным уголовным судом, что существенно сужает ему пространство для маневра на международной арене, а Египет только восстанавливается после внутренних смут.

К тому же Эфиопия, в годы холодной войны примыкавшая к советскому лагерю, сумела кардинально улучшить отношения со странами Запада, прежде всего с США. На фоне хаоса, творящегося в регионе, и подъема исламизма Аддис-Абеба видится западным странам единственным игроком, на которого можно опереться. Ради этого в Вашингтоне и Брюсселе намерены пересмотреть свою позицию: если раньше Запад выступал категорически против крупных инфраструктурных проектов в верхнем течении Нила, то теперь так же категорически готов их поддержать. Барак Обама, посетив Эфиопию с визитом летом 2015 года, дважды назвал ее правительство «демократически избранным» — к вящему разочарованию местных оппозиционеров, надеявшихся на поддержку США. Эфиопы уже получили от Запада военной и гуманитарной помощи на $4 млрд, но это сущие пустяки по сравнению с тем, что дает им другой крупный спонсор — Китай.

Барак Обама во время визита в Эфиопию в июле 2015 года

Фото: Getty Images/Anadolu Agency

Им нужен этот континент

Автор цитаты

«Нынешняя Африка — континент вдохновляющего и динамичного развития, — заявил в декабре 2015 года Си Цзиньпин на встрече с африканскими лидерами в Йоханнесбурге. — Этот процесс нельзя остановить».

На этой встрече председатель КНР пообещал предоставить странам Африки $60 млрд инвестиций в течение ближайших трех лет. Немалая часть этих денег придется на долю Эфиопии.

За последние годы КНР превратилась в крупнейшего торгового партнера Эфиопии — в стране работают 279 китайских компаний. Аддис-Абебу воспринимают в Пекине как перспективного младшего партнера, хорошую базу для разработки южносуданской нефти и полезных ископаемых бассейна Конго.

Железная дорога в Аддис-Абебе, построенная при поддержке Китая

Фото: Getty Images/Eric Lafforgue

Китай выделяет Эфиопии колоссальные займы на развитие инфраструктуры, постепенно превращая ее из аграрной страны, где сельским хозяйством занимаются три четверти населения, в индустриального лидера Восточной Африки. Пекин создает индустриальные парки, строит железные дороги и поставляет для них составы и оборудование, возводит больницы и школы, направляет туда своих учителей и врачей, организует программы для эфиопских специалистов при своих университетах. В отличие от западных стран Китай не заваливает африканских друзей гуманитарной помощью — он помогает им развиваться самим, попутно превращая в рынок для собственных товаров и выкачивая из африканских недр так нужные ему полезные ископаемые.

На африканском направлении Китай уверенно обходит США. По объему торговли со странами Африки китайцы обогнали Штаты еще в 2009 году. Обама попытался исправить ситуацию, но президент Дональд Трамп, с горечью говорят американские эксперты, похоже, вообще не обращает внимания на Черный континент.

Автор цитаты

«Американцы всё еще рассматривают Африку как место, где нет ничего, кроме пожизненных президентов, войн и голода, — жаловался в интервью The Los Angeles Times бывший представитель США при Африканском союзе Рёбен Бриджети. — Они не понимают, что происходит на континенте — ни в экономическом, ни в демографическом плане».

В этих условиях шансы Египта убедить Эфиопию отказаться от строительства плотины выглядят эфемерными. Аддис-Абеба взяла курс на превращение в регионального лидера, и заботы населения низовий Нила заботят ее не больше, чем проблемы голодающих эфиопов заботили Египет полвека назад.

 

Прямой эфир