Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Правительство Турции усилило меры безопасности на фоне переговоров РФ и Украины
Мир
Израиль согласился возобновить доставку гуманитарной помощи в Газу
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили два БПЛА ВСУ над территорией РФ
Армия
Экипаж танка ВС РФ уничтожил командный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Мир
Путин провел совещание по подготовке предстоящих переговоров с Киевом
Армия
Российские военнослужащие зачистили опорный пункт ВСУ на южнодонецком направлении
Экономика
Объем продаж в онлайн-торговле снизился в два раза из-за сбоев в интернете
Мир
Старовойт сообщил о начале изыскательских работ на ж/д участке Решт – Астара
Общество
ФСБ задержала 57 администраторов каналов и чатов Telegram с контентом о терроризме
Армия
В Ростовской области силы ПВО отразили ночную атаку БПЛА ВСУ
Экономика
Разработчикам видеоигр грозят штрафы до 5 млн за запрещенный контент
Мир
В «Росатоме» рассказали о строительстве АЭС в Киргизии
Мир
Аксенов призвал не относиться серьезно к мнению стран Запада по Крыму
Культура
В МХТ им. Чехова поставили спектакль в жанре «народная сказка для взрослых»
Общество
Сотрудники издательства Individuum были задержаны на фоне обысков в «Эксмо»
Мир
Минюст США выразил желание депортировать ученую Петрову вопреки мнению суда
Общество
В Минтруде положительно оценили распределение праздничных дней в 2026 году

Три в одном: В МАМТе собрали сливки современного балета

Для знакомства с танцевальным The Best больше не нужно ехать на Запад
0
Фото: пресс-служба МАМТ/Карина Житкова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Шедевры мировой музыки и откровения западных мастеров хореографии» — под таким девизом прошла очередная балетная премьера Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ). «Известия» оценили, насколько впору пришлись станиславцам обновки, вышедшие под брендом «Ингер. Браун. Прельжокаж».

За два с половиной года руководства Лорана Илера Станиславский-балет обрел облик заправской западной труппы. Экс-этуаль Парижской оперы обогатил репертуар своих подопечных балетами Сержа Лифаря, Уильяма Форсайта, Джорджа Баланчина, Пола Тейлора, Охада Нахарина. На излете 100-го сезона настала пора еще одной выдающейся троицы. Шведский хореограф Йохан Ингер отдал МАМТу «Прогулку сумасшедшего», француз балканского происхождения Анжелен Прельжокаж — «Свадебку», правообладатели балетов американки Триши Браун, скончавшейся два года назад, — танцевально-музыкально-поэтический опус «О composite».

Открыло вечер сочинение Ингера на музыку Мориса Равеля и Арво Пярта. Хрестоматийное «Болеро» с его невыносимым оркестровым драйвом отвечало за безумие — танцовщики поступательно осаждали серый забор, обозначающий границу между болезнью и здоровьем. Фортепианное «Посвящение Алине» символизировало некое пограничное состояние: он и она в замедленном, как в рапидной киносъемке, дуэте, балансировали между сном и явью. Избыточность сумасшествия выглядела убедительнее, чем минимализм просветления: станиславцы любят драматические жесты, а патологии — отличное поле для лицедейства.

Второй балет вечера «О composite» (танцовщики в белом, деликатный свет, в качестве саунда — журчание речи и щебет электронных звуков) впервые увидел свет в Парижской опере 15 лет назад. Произведение двух выдающихся американок (соавтором Триши Браун стала композитор Лори Андерсон) было поставлено для трех этуалей — Орели Дюпон, Мануэля Легри и Николя Ле Риша. Харизма исполнителей продиктовала нюансы, и станиславцам волей-неволей пришлось им соответствовать. Классический премьер Георги Смилевски исполнил роль аристократичного Мануэля. Характерный солист Евгений Поклитарь — демократичного Николя. А вот Наталья Сомова, чьи фактура и психофизика далеки от данных Орели, на свой страх и риск станцевала не птицу, как было предусмотрено вдохновившей авторов одой Чеслова Милоша, а неприкаянную душу, выбирающую между иллюзорной романтикой и устоявшимся бытом. Победила романтика, но исключительно потому, что в пуантовой технике и классических поддержках танцовщица чувствует себя органичнее, чем в «босоножестве» и контактной импровизации.

Долю балетного изящества станиславцы внесли и в яростную «Свадебку» Анжелена Прельжокажа. Балету такой акцент пошел на пользу, поскольку отчасти примирил изначально несоединимые концепции композитора и хореографа. Стравинский посвятил свою «Свадебку» вечному, неизменному и мудрому ритуалу, подчеркнув его универсальность музыкальными средствами. «Состав — хор, солисты, ударные, четыре фортепиано — абсолютно однороден, безличен, механистичен», — писал композитор. Ровно так исполнили «Свадебку» певцы и инструменталисты под руководством Феликса Коробова. В цветистую вязь музыкального модерна они не внесли ни капли лишней эмоции — в отличие от хореографа, прочитавшего эту музыку как пронзительную историю девушки, насильно выданной замуж. Таких он, вероятно, насмотрелся в своем албанском детстве и всю свою боль, гнев и бессилие выплеснул в балете. Женщин в нем бьют, отталкивают, с размаху бросают на пол, а на поднятые скамьи, как символ поруганного девичества, насаживают белых тряпичных кукол. Концепт вырисовывается предельно физиологичный, и хорошо, что танцовщики проводят его в жизнь с долей отстранения. Так и к музыке ближе, и вселенская традиция не опускается до уровня частного сюжета.

Три одноактовки — одна другой лучше — показали, что станиславцы успешно осваивают топовые произведения зарубежной хореографии и далеко опережают в этих поисках отечественных коллег. Другое дело, что труппа всегда славилась масштабными полновечерними балетами, а таких Лоран Илер пока не предлагает. Еще один минус приобретения заключается в том, что все спектакли — переносы, имеют достаточно долгую сценическую историю и вряд ли будут интересны гастрольным менеджерам. Русские театры на Западе любят либо с эксклюзивом, либо с «Лебединым озером».

Что касается нашей публики, то она, судя по устроенной труппе овации, осталась довольна и качеством исполнения, и тем, что для знакомства с танцевальным The Best отныне не нужно куда-то ехать. Всё лучшее — здесь, на Большой Дмитровке.

Читайте также
Прямой эфир