Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Опера в космосе: молодые авторы обратились к будущему

Мини-спектакли, созданных участниками лаборатории МАМТа «КоОPERAция», обозначили направления творческих поисков
0
Фото: Владимир Майоров
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ) представил второй сезон проекта «КоОPERAция». Итоговый спектакль, суммировавший усилия 18 авторов (по шесть композиторов, драматургов и режиссеров) указал пути развития жанра.

Год назад экспериментальная лаборатория, основанная режиссером Екатериной Василевой и музыковедом Наталией Сурниной, объединила молодых композиторов и драматургов. Проект оказался удачным и решено было привлечь еще и молодых постановщиков. Открывшая вечер опера-мультимедиа Николая Попова Curiosity в постановке Алексея Смирнова провозгласила «Манифест свободной музыки». На экране, оформленном в виде листа формата Word (видеохудожники Евгений Афонин и Ян Калнберзин), расположился призыв очистить искусство от «любой имитации жизни», а в качестве идеальной темы современной оперы был предложен космос.

По ходу действия операторы NASA наблюдают за передвижениями марсохода Curiositу: из хаотичных стуков, скрипов и электронных конкордов постепенно рождается мелодия. Налицо сложная координация звуков, ритмов, тембров, сплетения слухового и визуального рядов. Момент завершения опуса подобен Большому взрыву: солисты ансамбля «Галерея актуальной музыки» с чувством отбивают метрический пульс заглавной темы из «Весны священной» Игоря Стравинского.

Теме расстояния посвящена пластическая опера Оле Хюбнера и Капитолины Цветковой-Плотниковой «Рыба и вепрь». Под минималистичную россыпь хрустальных аккордов, интерпретированную вокалистами из коллектива INTERACTIVE, две пары певцов-танцовщиков осваивают сценическое пространство. Два стола и аквариум на сцене служат отправными точками (планетами, если продолжить космическую тему), между которыми герои налаживают коммуникацию.

О необходимости живого общения в эпоху интернет-технологий повествует полижанровая опера-коллаж Артема Пыся «Тео», поставленная Юрием Квятковским. Диалог ведут теплый тембр сопрано (Анна Половинкина) и механистичный голос компьютерной программы (Анжелика Катышева). Апофеоз лирических излияний венчает цитата — сцена таяния из «Снегурочки» Николая Римского-Корсакова. Но в ответ звучат односложные фразы, подкрепленные дискретными созвучиями...

Впрочем, даже в эпоху компьютеров и освоения космоса наибольший зрительский отклик все равно вызывают сюжеты, обращенные к исконным человеческим ценностям. Экспрессионистский перформанс Дмитрия Бученкова «Эк», воплощенный режиссером Елизаветой Бондарь, рассказал о страхе матери потерять ребенка: болезненные эмоции главной героини выразительно передала мелодекламация Ольги Сидоренко. А «Отпечатки» Анны Поспеловой в постановке Сергея Морозова напомнили о памяти рода, заложенной в каждом из нас.

 

Читайте также
Прямой эфир