Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подушки для пионеров: спектакль в МАМТе спровоцировал ностальгию

Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко показал первую балетную премьеру 100-го сезона
0
Фото: пресс-служба МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Открыли юбилейный год произведения Джорджа Баланчина ( «Кончерто барокко»), Иржи Килиана («Восковые крылья») и Андрея Кайдановского («Пижамная вечеринка»). Спектакль рекомендуется любителям сценического и музыкального разнообразия.

Особый интерес в этой триаде вызывала «Пижамная вечеринка», прибереженная на финал программы. Во-первых, спектакль пребывает в статусе мировой премьеры. Во-вторых, автор — наш, российский (до того МАМТ специализировался на зарубежных мэтрах). В-третьих, Андрей Кайдановский, можно сказать, взращен в театре на Большой Дмитровке. Два года назад в проекте «Точка пересечения» он показал спектакль-гротеск «Чай или кофе?» и был объявлен надеждой отечественной хореографии. Работа на основной сцене этот аванс подтвердила. С одной оговоркой. Кайдановский — по-прежнему надежда, но не в хореографии. Триумфатор «Пижамной вечеринки» — художник-реквизитор. В программке его имя не указано, поэтому все симпатии — хореографу: придумки, вероятно, его.

С колосников летят подушки многофункционального использования. Можно построить из них крепость. Устроить взрыв, проткнув изделие и выпустив фонтан пуха. Отправить в лицо собеседнику — он ответит тем же. Активно участвуют в действии поролоновые матрасы, годные как для строительства заградительных сооружений, так и в качестве батутов. Не исключается также употребление реквизита по прямому назначению. В финале над уставшими танцовщиками зависает громадная подушка, которая при опускании на сцену оказывается не менее масштабным одеялом. Отход ко сну сопровождается видеопроекцией и лирическим саундом. Под куполом зала плывут цветы и звезды, в динамиках звучит нежная музыка. Зал согласно аплодирует: время позднее, пора спать.

Что касается собственно танца, то его практически нет. Прима МАМТа Оксана Кардаш задействована в мини-дуэте, а остальное время посвящает ходьбе и пантомиме. Смотреть, как умелая танцовщица дефилирует в халате или наносит на лицо воображаемый крем, любопытно, но не более того. Партнеру Оксаны Денису Дмитриеву и его коллегам повезло больше: им подарены бег, маршировка, падения в поролон, приемы боевых искусств и выбросы рук а-ля «Ленин на броневике». Одна из сцен с этим джентльменским набором действительно впечатляет. Но это, скорее, заслуга не хореографа, а мастера музыкальных катаклизмов Дмитрия Шостаковича, чья 11-я симфония (фрагмент) вклинилась в поп-рок-фольклорную нарезку и легла в основу упомянутого эпизода.

Впрочем, если оценивать «Пижамную вечеринку» мерками не балета, а перформанса, то спектакль удался. Броско, ярко, экспрессивно и (что немаловажно) ассоциативно. Зрители за 40 ностальгически вспоминают пионерский лагерь и волшебное время, наступавшее там после отбоя. Те, кто помоложе, апеллируют к виртуальным и кинематографическим войнам. Ну, а тем, кому лень включать бэкграунд, просто нравится картинка с раскованными телами в разноцветных пижамах.

Любители воспитанных тел, выдающейся хореографии и качественной музыки (что еще надо для хорошего балета?) получили свое при просмотре «Кончерто барокко». Это второе обращение труппы к творчеству Баланчина и — поздравления артистам и репетиторам —- очень удачное. Показанная весной «Серенада» возобновила традиционный скепсис относительно умения русских танцевать баланчиновские абстракции. «Кончерто барокко» не оставил и следа от этих сомнений. Темповые части восемь девушек ансамбля и солистки (Наталья Сомова и Наталия Клейменова) исполнили с оптимальным ритмом и драйвом. Лирические — без лишних эмоций и с должной сосредоточенностью. Великолепен был Георги Смилевски. Единственному мужчине в женском балете почти удалась поддержка «маятник». Почти — потому что равномерное качание балерины вправо-влево идеально делают только в «Нью-Йорк сити балет». Возможно, мистер Би знал некий секрет этого трюка и завещал не выносить его за пределы родной труппы.

Шутки шутками, но секретов в балетном мире становится всё меньше. При хорошей базовой (читай: классической) подготовке, грамотном подходе и соответствующем желании можно перенять любой авторский стиль. Исполнение «Восковых крыльев» Иржи Килиана тому подтверждение. В этом техничном балете танцовщики МАМТа выглядят высококлассной западной труппой. Считать это интеграцией в мировой художественный процесс или потерей собственного лица — другой вопрос.

 

Прямой эфир

Загрузка...