Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Слили цену: как соглашение с нефтяниками замедлило инфляцию

Однако отмена моратория может привести к резкому удорожанию товаров и услуг
0
Фото: Depositphotos
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Заморозка цен на бензин затормозила инфляцию. Благодаря топливному соглашению и в целом ситуации, сложившейся на мировых рынках, рост цен замедлился почти на 1 процентный пункт, подсчитали в рейтинговом агентстве АКРА специально для «Известий». Впрочем, в Минэкономразвития сделали более консервативные оценки: влияние моратория на рост цен составило всего 0,1–0,2 процентного пункта. По мнению опрошенных «Известиями» аналитиков, заморозка стоимости бензина действительно значительно сдержала инфляцию. Однако они уверены, что регулировать цены автомобильного топлива в ручном режиме надо с осторожностью. Отмена моратория может привести к резкому ускорению инфляции, из-за чего граждане начнут переходить на продукты более низкого качества.

Бензин замедленного действия

Ситуация с ценами на бензин поспособствовала замедлению темпов роста инфляции в январе–марте 2019 года примерно на 0,9 процентного пункта, сообщил «Известиям» один из авторов исследования, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Однако на это повлияло не только правительственное соглашение с нефтяниками, но и снижение так называемого экспортного нетбэка (разница между стоимостью нефти на внешнем и внутреннем рынках без учета экспортной пошлины).

В номинальном выражении бензин подорожал с 43,42 рубля за литр в конце 2018 года до 43,97 в конце марта 2019-го, то есть всего на 1,27%, посчитали в АКРА. Следует отметить, что основной вклад в рост топливных цен в первые три месяца этого года внесла фискальная составляющая – повышение налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. За их вычетом цены, наоборот, снизились на 10,6%, отметил аналитик. Бензин удалось сдержать от удорожания главным образом за счет моратория, наложенного правительством на стоимость топлива.

Однако в Минэкономразвития не разделяют столь оптимистичных оценок АКРА. В пресс-службе министерства «Известиям» сообщили, что сдерживание инфляции за счет прямого и косвенного эффектов от заморозки цен составило 0,1–0,2 процентного пункта.

— Рост цен на бензин по итогам 2019 года прогнозируется не выше инфляции, — подчеркнули в ведомстве. — По прогнозу Минэкономразвития, она составит 4,3%.

В пресс-службе Центробанка на вопрос о влиянии моратория предложили ознакомиться со своим обзором динамики роста потребительских цен. Там сказано, что соглашение правительства с нефтяными компаниями было фактором, сдерживающим инфляцию. Кроме этого, его продление на второй квартал дополнительно ограничит стоимость потребтоваров в ближайшие месяцы. В пресс-службе Минэнерго не ответили на вопрос «Известий» о влиянии моратория на инфляцию.

Крайним остался ритейл

Сдерживание правительством стоимости бензина действительно оказало довольно существенное влияние на рост цен, согласился эксперт из НИУ ВШЭ Максим Петроневич с расчетами АКРА. По его мнению, эффект даже мог превзойти ожидания ЦБ, который изначально прогнозировал инфляцию на более высоком уровне. В конце марта Банк России понизил прогноз по инфляции на 2019 год с 5–5,5% до 4,7–5,2%. Впрочем, в регуляторе с топливным мораторием это не связывали. Там посчитали, что рост цен был более мягким из-за снижения рисков от повышения НДС.

Одна из слабых сторон моратория — это его неравномерное распределение на рынке, считает Максим Петроневич. В частности, он действует только для розничных продавцов, тогда как в оптовом сегменте регулирование не работает, добавил Максим Петроневич. Из-за этого на заправках компенсировали нехватку доходов в рознице повышением цен для корпоративных покупателей, что, в свою очередь, привело к росту стоимости логистики.

В итоге основная нагрузка легла на ритейл, добавил главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. Торговым сетям пришлось закупать продукцию по более высоким ценам. В то же время медленный рост доходов населения не позволил им пропорционально изменить собственный прейскурант, заявил эксперт.

В связи с этим регулирование топливных расценок в ручном режиме достаточно рискованно. При отмене моратория инфляция может резко пойти вверх, из-за чего сети будут вынуждены менять свой ассортимент на более дешевый и менее качественный, считает он.

Ситуация усугубляется проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, добавил Максим Петроневич. Он связан с постепенным обнулением заградительной пошлины на экспорт нефти, из-за чего стоимость энергоресурса на внутреннем и внешнем рынках будет постепенно приходить в равновесие. Из-за этого отмена моратория может привести к слишком резкому ускорению стоимости топлива, что окажет на инфляцию существенное давление.

Впрочем, в АКРА считают такие риски маловероятными. По расчетам агентства, рост цен на бензин темпами, опережающими инфляцию, возможен лишь в условиях увеличения рублевой стоимости нефти более чем на 12% по отношению к нынешнему уровню, что представляется возможным только в случае исключительных обстоятельств — например, введения новых жестких санкций.

Резкий рост цен на бензин и дизель в России начался в апреле 2018 года. Среди возможных причин назывались действия трейдеров и увеличение экспорта нефтепродуктов на фоне ослабления рубля. В октябре правительство выпустило распоряжение, согласно которому нефтяники должны были заключить соглашение с ФАС и Минэнерго о временной заморозке цен. Документ, подписанный в ноябре 2018 года десятью крупнейшими компаниями, обязывает их сдерживать стоимость топлива на АЗС и в мелком опте. Цена зафиксирована на уровне начала июня 2018 года. По данным Росстата, в этот период бензин стоил 42,59 руб./л, а дизель — 43,71 руб./л. Нефтяные компании также обязались нарастить поставки топлива на внутренний рынок минимум на 3% относительно уровня 2017 года. В январе 2019-го компаниям разрешили повысить цены на 1,7% в связи с увеличением НДС.

Прямой эфир

Загрузка...