ЭРА воздействия: система реагирования на ДТП помогла уйти от разбойников
В Ленинградской области семейная пара благодаря вызову службы «ЭРА-ГЛОНАСС» смогла спастись от правонарушителей, стрелявших из огнестрельного оружия по их автомобилю. Об этом «Известиям» рассказали в АО «ГЛОНАСС». Звонок перекинули на полицию, и правоохранители через громкую связь практически на протяжении получаса вели автомобиль до того момента, как подоспел ОМОН. О том, как работает сейчас система экстренного реагирования на ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС», в материале «Известий».
Стой, стрелять буду
27 марта на систему «ЭРА-ГЛОНАСС» поступил вызов из автомобиля, оборудованного тревожной кнопкой. Машина двигалась по одной из лесных дорог в Ленинградской области в сторону Санкт-Петербурга. За рулем находился мужчина, а рядом с ним на пассажирском сиденье была его жена, которая также участвовала в разговоре с оператором «ЭРЫ».
«Мы сейчас едем по дороге в автомобиле, а за нами гонится Lexus, из которого по нам стреляют. Похоже, что это травматическое оружие, — передала «Известиям» подробности разговора сотрудник пресс-службы АО «ГЛОНАСС». — Мы очень быстро их связали с дежурной частью МВД, дальше разговор вели из полиции. Наш оператор находился на связи, потому что он обязан это делать по регламенту».
Женщина сообщила, что никакого конфликта, который мог бы спровоцировать подобную агрессию на дороге, до этого не было. После того как злоумышленники обстреляли автомобиль из травматического оружия, в ход пошло ружье, предположительно охотничье.
«Боже мой, что же делать? У меня сегодня день рождения, я не хочу погибнуть в день рождения! Он едет за нами и не отстает. Обогнал и пытается притормозить. Он нас ведет, никуда не отпускает»… Уже стреляют из ружья — в воздух и по колесам, — описывала полиции ситуацию взволнованная женщина.
Кавалерия поспела вовремя
Оператор в МВД посоветовал водителю дотянуть до ближайшей АЗС и попробовать притормозить там. Вместе с тем на перехват правонарушителей была выслана группа экстренного реагирования. Остановившись на заправке, беглецы увидели, как из преследовавшего их автомобиля вышли двое мужчин среднего возраста. Даже по внешним признакам было очевидно, что оба находятся в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Судя по всему, именно это обстоятельство стало причиной их неадекватного поведения.
Впрочем, их состояние еще сильнее напугало потерпевших. У женщины началась истерика. Оператор МВД всё это время был связан с машиной в режиме громкой связи. Он рекомендовал не ждать дальше, не выходить из салона и немедленно уезжать. Тем более что один из преследователей достал монтировку и побежал к автомобилю.
Погоня продолжилась и после быстрого отъезда с АЗС. В итоге на одном из участков шоссе гонку настиг автомобиль полиции. Оперативники быстро оттеснили преследователей и задержали пьяных стрелков. С момента вызова на пульт «ЭРЫ» до задержания правонарушителей прошло около 20 минут. Примечательно, что конфликт происходил в глухой местности, где на большом протяжении нет ни одного населенного пункта. Любое неправильное действие могло привести к непоправимым последствиям.
«ЭРА» спасения
С 2015 года, когда была запущена промышленная эксплуатация «ЭРЫ», всего с помощью тревожной кнопки было спасено около 700 человек, сообщили в АО «ГЛОНАСС». В общей сложности было принято 33,6 тыс. вызовов, потребовавших реагирования экстренных служб. Из них 20 тыс. сообщений поступило в автоматическом режиме, то есть при тяжелой аварии, когда система распознает срабатывание подушек безопасности или переворачивание автомобиля.
Однако при общем автопарке страны примерно в 44 млн автомобилей рассчитывать на автоматический вызов спасателей, медиков и полиции пока могут только 8,2% водителей — в России лишь 3,6 млн машин имеют тревожную кнопку на борту. Впрочем, их становится всё больше за счет появления на дорогах новых авто, оборудованных «ЭРОЙ».
В 2018 году по статистке комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России было продано 1,8 млн новых машин (+12,8%). Даже если предположить, что продажи останутся на нынешнем уровне, хотя многие эксперты автобизнеса ожидают спад, то только половина автопарка России будет оснащена «ЭРОЙ» не ранее 2030 года.
Ситуация ухудшается и тем, что «ЭРА» может не работать после того, как автомобиль побывает в ДТП, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
«У нас после ДТП автомобили направляются на восстановительный ремонт, иногда даже те, которые в принципе подлежат списанию в утиль. Однако после ремонта нужно заново подключать тревожную кнопку. У нас никто этим не занимается. Более того, нет даже грамотных сервисных специалистов в этой сфере, — рассказывает эксперт. — Кроме того, мы сейчас по соглашению с ВТО обязаны снижать, и плавно это делаем, ввозные пошлины на подержанные автомобили, а значит, будет расти импорт иномарок с упрощенным блоком «ЭРЫ» (срабатывает только при нажатии кнопки из салона автомобиля. — «Известия»). Могу вам авторитетно заявить по примеру Владивостока, упрощенные блоки либо не функциональны в случае ДТП, либо водители их снимают и продают сразу же после прохождения таможни».
По мнению правозащитника, для популяризации «ЭРЫ» государство могло бы бесплатно предлагать этот модуль, рассчитывая на компенсацию расходов от продажи сторонних услуг: помощь на дороге, эвакуация и т.д.