Легкие металлы: как хрущевки лишили советских архитекторов алюминия
Первый Международный форум «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019» прошел в Москве 3 апреля. Что на нем увидели гости Экспоцентра и почему эксперты считают, что алюминий — материал будущего, рассказывают «Известия».
Алюминий может выглядеть, как дерево, как камень и бетон. Весит в три раза меньше, чем сталь, производство его чище, а долговечность почти такая же. Такие выводы можно сделать, если пройтись между павильонами первого международного алюминиевого форума, который открылся на Международной специализированной выставке строительных, отделочных материалов и технологий RosBuild 2019.
Разнообразных эпитетов в адрес алюминия на открытии форума звучало столько, что замглавы Минпромторга Виктор Евтухов попросил коллег оставаться непредвзятыми, но затем сам стал рассказывать о мерах поддержки алюминиевой индустрии в стране.
«Проектов национальных много, в основном мы рассчитываем на проекты, связанные с реализацией жилья. Естественно, мы очень рассчитываем, что в рамках экспертных возможностей будем экспортировать готовую продукцию. От 150 до 200 кг алюмосиликата используется в автомобиле. Мы рассчитываем и на авиацию. В рамках 719 постановления правительства, устанавливающего правила локализации производства, мы можем смотреть требования по использованию алюминия», — заявил замминистра.
Под хрущевской плитой
Несмотря на такое количество положительных качеств, у алюминия непростая судьба. Причем не только в России. Так, по словам Умберто Дзанетти (Umberto Zanetti), главы архитектурного бюро Zanetti Design Architettura, в Италии алюминий «слишком много» использовали в 1960-е годы.
«Но использовали в архитектуре экономкласса, поэтому архитекторы не очень ценили этот материал», — отметил архитектор. Сейчас, уверяет Дзанетти, итальянские мастера возвращаются к повсеместному применению алюминия.
В нашей стране 90% используемого алюминия уходило на возведение метрополитена, рассказал президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Здесь в массовом жилом строительстве были совсем другие каноны, а архитекторы были бы и рады строить из алюминия. По-настоящему массово его использовать до сих пор не позволяет сложившаяся еще в середине ХХ века архитектурная политика. Самому Шумакову принадлежат проекты первых веток Омского и Челябинского метро. Он спроектировал 30 станций Московского. «Алюминий в метро я использую всю сознательную жизнь. Это и потолки, и стены, и колонны», — поделился он.
Архитектор добавил, что сейчас Союз вместе с Минстроем и Академией архитектуры разрабатывают закон об архитектурной деятельности. «Поменяем архитектурную политику страны, и это потянет использование таких прекрасных материалов, как алюминий», — заключил архитектор.
Красноярская долина
Пока архитекторы занимаются изменением архитектурной политики, популяризировать использование алюминия по своим каналам взялся бизнес. «Русал» вместе с Минпромторгом и Алюминиевой Ассоциацией (в нее входят 107 российских предприятий, на которые приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов) продвигают создание алюминиевой долины в Красноярском крае. Новая экономическая зона развивается рядом с тремя месторождениями и вторым в мире по величине производителем алюминия — Красноярским алюминиевым заводом, входящим в структуру «Русала».
«Нужно, чтобы вокруг первичного алюминия развивались производство и переработка», — отметил директор департамента металлургии и материалов Минпромторга Павел Серватинский.
По его словам, компании, в том числе иностранные, которые решат стать резидентами красноярской долины, получат «самые дешевые деньги в РФ под создание производств». Взамен им, естественно, нужно будет создать рабочие места и обеспечить выход продукции в заявленном объеме.
Несколько якорных проектов, которые в долине «видят для себя преимущество», уже есть, рассказал директор по развитию потребления алюминия в России и странах СНГ РУСАЛ Юрий Шивилов.
Новый алюминий
Несмотря на специфическую сферу использования алюминия, индустрия много лет развивалась в разных направлениях, настаивает заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов: «Создаются новые сплавы. Это позволяет отвечать на все вызовы, которые есть перед алюминием».
Появление новых сплавов позволило сделать алюминий в том числе негорючим, «а для транспортных сооружений это важнейшая составляющая», подчеркнул президент Союза архитекторов.
Активно занимается разработкой новых сплавов и «Русал». Один из них, по словам Юрия Шивилова, предназначен для легкой экструзии, что чрезвычайно важно для производителей оконных, больших пролетных систем. В целом, по словам представителя алюминиевой компании, «крылатые» сплавы обладают уникальными свойствами, востребованными фактически в каждой отрасли промышленности, в том числе в строительстве. «В этом и преимущество этого металла — под конкретную потребность может быть создан сплав, который сможет значительно повысить качество жизни в наших городах, вывести на новый уровень строительство. Применение алюминиевых сплавов — это залог технологического прорыва, как в науке, так и в промышленности — модернизация и изменение облика городов, целой страны», — отметил Юрий Шивилов.
Николай Шумаков уверен, что современные технологии позволяют превращать алюминий в подобие других популярных материалов. «Сейчас можно из алюминия создавать иллюзию любого материала: камня, бетона, дерева. Декоративные качества материала позволяют его использовать всегда и везде», — подчеркнул автор десятков станций метро.
Декоративные возможности алюминия показала на выставке компания Sevalcon. Металлические панели она покрывает титановым сплавом, а сверху окрашивает под любой материал. Такими панелями покрывают не только станции метро, но и жилые, многоквартирные и частные, дома. Работала Sevalcon и над несколькими стадионами в России и странах СНГ.
По данным председателя Алюминиевой Ассоциации Валентина Трищенко, Россия — второй в мире производитель алюмосиликатов. При этом по потреблению страна сильно отстает от Германии, где приходится 26 кг алюминия на душу населения, или от Японии с 30 кг. В России используется лишь 6,8 кг из расчета на одну душу населения в год. Однако, по словам Трищенко, стремиться нужно не только к импортозамещению, но и к экспорту. Замглавы Минпромторга Евтухов с ним полностью согласен.