Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Цериевые наночастицы защитят здоровые клетки во время лучевой терапии
Культура
«Галатская башня в лунном свете» Айвазовского продана в Москве за 130 млн рублей
Экономика
Цены на кофе и шоколад быстро растут. Ответы на главные вопросы
Общество
ФСБ показала кадры допроса задержанного по делу об убийстве Кириллова
Общество
Участникам поставки некачественных сухпайков Минобороны продлили арест на три месяца
Туризм
Министр финансов Доминиканы выразил надежду на восстановление турпотока из РФ
Мир
В Таиланде россиянина оштрафовали за новогоднюю гирлянду на машине
Происшествия
Задержанный по делу об убийстве Кириллова признался в сотрудничестве с Украиной
Общество
Почти 50% опрошенных россиян сообщили о готовности поменять работу в 2025 году
Общество
Захарова высказалась о заказчике и исполнителе убийства генерала Кириллова
Армия
Расчет БПЛА крымских десантников уничтожил танк Abrams в курском приграничье
Происшествия
Река Херота затопила низменные территории в Сочи
Общество
На Алтае мужчину осудили на 20 лет за попытку отравить военнослужащих
Экономика
Эксперт спрогнозировал курс рубля на этой неделе
Экономика
Москва стала лидером рейтинга по доступности услуг среди 10 мировых мегаполисов
Экономика
В России сократились темпы годового роста стоимости готового жилья
Мир
NYT сообщила об изменении мнения республиканцев о Киеве после победы Трампа
Общество
Генпрокуратура РФ признала нежелательной американскую НПО Recorded Future

Два оттока, три притока

Финансовый аналитик Георгий Ващенко — о том, насколько драматичен рост выведенных средств из России
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Месяц назад Банк России сообщил о росте оттока капитала в январе до $10,5 млрд. И тогда эта новость многих серьезно огорчила. И вот новый удар: в феврале показатель вырос до $18,6 млрд. Но давайте разберемся, действительно ли ситуация так драматична, как кажется на первый взгляд.

Отток средств — это не обязательно что-то плохое, чего стоит опасаться. Напротив, он может быть вызван и вполне позитивными причинами, например инвестициями за границу. А международная экспансия — признак сильной экономики. Разумеется, я имею в виду не переток средств из реального сектора в сомнительные офшоры, а инвестиции в перспективные проекты за рубежом. Например, такие, как «Северный поток – 2».

Сейчас с обострением торговых войн и усилением санкций стало сложнее инвестировать в новые идеи. Объем сомнительных операций, по данным ЦБ и Росфинмониторинга, сокращается. Таким образом, отток капитала в начале года был обусловлен преимущественно другими факторами. Среди них — сокращение внешнего долга. Всего за год предстоит выплатить около $59 млрд, и на первый квартал приходится около $11 млрд.

Как я уже писал ранее, динамика движения капитала — волатильный показатель. Например, в США в январе отток составил $33 млрд, а Великобритания, напротив, привлекла £33 млрд в третьем квартале 2018 года. И это несмотря на приближающийся Brexit. Чемпионом же по притоку капитала стала еврозона — в декабре он достиг €80 млрд. При этом ее экономика замедляется: в декабре рост ВВП упал до 1,6%, в январе — до 1,1%. Это самый низкий уровень за шесть лет. Так что приток средств совсем не гарантия быстрого экономического роста.

Дальнейшая тактика по привлечению и размещению средств российскими компаниями на внешних рынках будет в значительной степени зависеть от политики ФРС США. Как минимум до лета ключевая ставка в Америке повышаться не будет — из-за того, что экономика страны сейчас потрепана бюджетным кризисом. А значит, у компаний нет острой необходимости занимать деньги за рубежом. Таким образом, отток пока будет преобладать над притоком.

В феврале по сравнению с январем эта тенденция замедлилась, что обусловлено возвращением интереса нерезидентов к российским активам. Санкционная риторика немного стихла, точнее, на обещанные ограничения инвесторы стали обращать меньше внимания. Рубль, несмотря на разгон инфляции, демонстрирует стабильность. Более того, с начала года российская валюта — самая крепкая среди денежных единиц развивающихся стран. А инфляция лишь добавила доходности облигациям федерального займа (ОФЗ).

В результате возобновился приток средств нерезидентов в российские бумаги. За январь их доля выросла на 0,8 п.п., до 24,4%. По итогам февраля стоит ожидать, что тенденция продолжится. Помимо облигаций, растет интерес и к отдельным акциям, инвесторы начинают охоту за дивидендными идеями. Кстати, дивиденды и купоны — тоже один из факторов оттока средств. Но ситуация, на мой взгляд, не носит драматического характера.

Отток капитала в сумме до $70 млрд не создаст особых проблем в экономике. Положительное сальдо торгового баланса России — свыше $200 млрд в год. За счет больших поступлений от экспорта экономика и финансовая система устойчивы даже к относительно большим движениям капитала.

Во втором квартале их динамика будет находиться в сильной зависимости от состояния рынков и внешних и внутренних факторов. Стабильный рубль, устойчивые ставки и цены на нефть — факторы в пользу притока средств в экономику и инструменты фондового рынка. Внешние шоки, напротив, вызовут отток средств с развивающихся рынков. Однако у монетарных властей достаточно ресурсов, чтобы справиться с потрясениями на финансовых рынках. ЦБ может применить широкий набор — от операций на открытом рынке (интервенций или отказа от покупок в резервы) до повышения ставки, если это будет необходимо. Так что сейчас паниковать по поводу оттока средств не следует.

Автор — финансовый аналитик

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир