Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 103 беспилотника над территорией России за семь часов
Происшествия
Мэр Москвы сообщил об отражении атаки еще двух летевших на столицу БПЛА
Мир
Вице-президент Венесуэлы отвергла становление республики чьей-либо колонией
Происшествия
Число пострадавших в ДТП с автобусом в Тульской области возросло до 14
Общество
Легендарный бригадир БАМа Иван Варшавский умер в возрасте 87 лет
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Белоруссии ситуацию вокруг Венесуэлы
Мир
Орбан заявил о возможном росте цен на нефть из-за событий в Венесуэле
Мир
Белый дом опубликовал кадры с наблюдающим за ходом операции в Венесуэле Трампом
Общество
Лавров исполнил мечты детей из Луганска и Воронежа в рамках акции «Елка желаний»
Мир
Трамп заявил о неудовлетворенности ходом контактов с Россией по Украине
Мир
Трамп заявил о намерении США управлять Венесуэлой до «разумного перехода власти»
Мир
Трамп не обсуждал Венесуэлу во время разговора с Путиным
Мир
Медведев на фоне операции США в Венесуэле призвал страны укреплять ВС
Мир
В США не исключили убийства Мадуро при его сопротивлении в ходе захвата
Мир
Операция по захвату Мадуро и его супруги разрабатывалась несколько месяцев
Мир
Трамп опубликовал первое фото Мадуро на борту корабля США после задержания
Мир
Трамп указал на выведение всех военных сил Венесуэлы из строя во время атаки США

«Диктата одной партии я не допущу»

Президент Молдавии Игорь Додон — о трудностях формирования коалиции, перспективе перевыборов и настроениях в обществе
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Парламентские выборы в Молдавии продемонстрировали, что больше половины ее населения выступает за дружбу с Россией. Об этом в интервью «Известиям» заявил президент страны Игорь Додон. Он также рассказал о намерении созвать первое заседание парламента уже на следующей неделе, об условиях, при которых потребуются досрочные выборы, и о проблемах формирования коалиции. Молдавский лидер пообещал не допустить повторения предыдущей ситуации, когда управление государством находилось под «диктатом одной партии». По его словам, политические силы сохраняют шансы все-таки прийти к компромиссу. Кроме того, Игорь Додон объяснил, почему сейчас появляется исторический шанс урегулировать приднестровский конфликт.

— Партия социалистов, блок ACUM и Демократическая партия так и не смогли пока договориться о создании коалиции. Кто, на ваш взгляд, виноват в сложившемся кризисе и какие шаги необходимо предпринять для его преодоления?

— Я думаю, что все-таки еще рано говорить о политическом кризисе, пока не состоялось первое заседание парламента. Скорее всего, я созову это заседание уже на следующей неделе. После этого будут сформированы фракции, и тогда я в качестве президента начну переговоры с крупнейшими парламентскими политическими силами, которым удалось получить мандаты. Надеюсь, в результате подобных обсуждений удастся все-таки к чему-то прийти.

Если же этого не произойдет, то надо побыстрее распускать парламент и проводить перевыборы одновременно с местными выборами. Но я категорически не приемлю переход диктата от одной фракции к другой и создания так называемого парламентского большинства, как это было в прошлый раз. Диктата одной партии я не допущу. Тогда его сформировали из более чем 25 депутатов, которые ушли из других фракций, примкнув к Демократической партии. Если я увижу такие попытки, то не подпишу кандидата на должность премьера, которого предложит подобное большинство. Тогда страну будут ждать досрочные парламентские выборы.

— Кажется, если политики и придут к компромиссу, то коалиция получится довольно шаткой. Не будет ли лучше для Молдавии сразу взять курс на перевыборы?

— Всё же считаю, что сейчас еще рано судить, что лучше. Уверен, что надо дать шанс партиям провести переговоры после первого заседания парламента и принять решение. У нас ведь в этом году и так предусмотрено две избирательных кампании, помимо уже состоявшейся. В мае пройдут выборы башкана (главы. — «Известия») Гагаузии и местные выборы летом.

— После отказа блока ACUM даже от предварительных консультаций с Партией социалистов, получается, единственный сценарий — это союз между социалистами и демократами. Учитывая непримиримость позиций этих партий, насколько это реально? Или надежда уговорить ACUM еще остается?

— Именно поэтому я и говорю о преждевременности разговоров о любой коалиции и будущем парламентского большинства. Первое заседание парламента покажет, как действовать дальше и какие существуют реальные расклады.

— Итоги голосования продемонстрировали какие-то изменения в обществе? Есть такое ощущение, что социалисты рассчитывали на большее, а их результат лишь формально можно называть победой.

— Я бы не сказал. С учетом того, что ряд спойлеров отобрали с левого фланга порядка 20%, то уровень электората, промолдавского, настроенного на дружбу с Россией, тот же самый, что показывали опросы, — более 50%. Из них — 30 с лишним процентов взяли социалисты, а 15–20% взяли спойлеры разного вида. Правые немного сдулись, потому что у них суммарно с унионистами было больше на прошлых выборах. Но расклад сейчас примерно тот же. Больше половины населения страны выступает за дружбу с Россией и отстаивание промолдавских интересов.

— В Приднестровье вас резко раскритиковали за слова о том, что стороны близки к урегулированию конфликта, чему мешает лишь политическая нестабильность в Кишиневе. Чем вызвана подобная реакция Тирасполя?

— Да ведь мы ничего нового не сказали. Мы не раз говорили, что договоренностям мешает отсутствие единой позиции в руководстве Молдовы. Если получится сформировать парламентское большинство, то появляется исторический шанс в ближайшие 2–3 года добиться серьезных подвижек. Ведь тогда у нас возникнут реальные условия для этого, когда президент, спикер парламента и премьер-министр будут выступать с единой позицией по Приднестровью. Такого до сих пор не было.

А почему такая реакция со стороны Левобережья, я понимаю. Они на этих выборах, откровенно говоря, подыграли демократам и пытаются атаковать Партию социалистов, чтобы как-то сбить возможную внутреннюю критику за то, что они пытались сыграть на руку власти демократов в Кишиневе. Но мы прекрасно понимаем их позицию. И подвергать ее какой-то жесткой критике не собираемся и не будем. В любом случае другого варианта, кроме как объединение страны, у нас нет. Чем быстрее все это поймут, тем лучше будет как для правого, так и для левого берега Днестра.

— Довольно странно получается, учитывая, что Приднестровье традиционно придерживается пророссийского курса...

— У них простой расчет на то, что в Молдове будет править антироссийское, пронатовское большинство. Тогда им будет легче просить помощи у России. Сейчас у руководства Приднестровья такая позиция. Как только в Кишиневе появится промолдавская власть, выступающая за дружеские отношения с Россией, им это сразу станет невыгодно. Поэтому они и подыграли другим силам, настроенным на обострение с Москвой, неориентированным на ЕАЭС и дружбу. Но уверен, что время покажет и расставит все акценты.

Читайте также
Прямой эфир