Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Волны бушующего вокруг нас информационного океана принесли добрые вести: государство выделяет большие деньги на развитие культурной жизни в глубинке. 17 млрд пойдет на строительство сельских клубов и домов культуры, еще шесть — на поддержку центров культурного развития в малых городах, выделяются деньги на краеведение, народное творчество и прочее. Музеи освобождают от НДС. Это очень хорошо. Считаю, что чуть запоздало, но лучше поздно, чем никогда.

Путешествуя по стране, я видел огромное количество заброшенных сельских клубов, домов культуры, которые находятся в полуобморочном состоянии — и то при условии, что есть люди, которым интересно что-то делать в этих помещениях. И каждый раз я думал об одном простом правиле: его прекрасно усваивает каждая хозяйка, внимательно относящаяся к своему дому. Постоянно понемногу поддерживать порядок в нем гораздо проще, чем раз в месяц устраивать генеральную уборку, больше похожую на небольшой ремонт.

К сожалению, мы запустили наше культурное «хозяйство». Частично потеряли то, что имели: имею в виду те деревенские клубы, которые уже развалились. Поэтому сегодня и идет речь о строительстве новых (кстати, очень надеюсь, что существующие старенькие сельские дома культуры тоже почувствуют на себе заботу государства). Поэтому и выделяются такие огромные деньги: многое приходится возводить заново. Но хорошо, что эти деньги есть, и хорошо, что есть желание созидать.

Однако возникает вопрос: кто будет работать в этих клубах, домах культуры и центрах культурного развития? Покрасить стены и положить паркет — не проблема при наличии денег. Но отремонтированные или возведенные заново стены сами по себе не формируют культурное пространство, как их ни назови. Это могут сделать только яркие, творческие, необычные и неравнодушные люди.

А вот это уже другой разговор. Не так давно я имел опыт прикосновения к культурной жизни российской провинции — когда поработал советником по культуре губернатора Орловской области. И этот опыт не дает ответа на вопрос — кто сможет сделать из «очагов культуры» действительно очаги, согревающие души людей, дающие возможность прикоснуться к красоте, почувствовать, что наша жизнь — это не только борьба за существование? Эти очаги можно зажечь, а можно нарисовать на куске старого холста и успокоиться, поновляя каждый год изображение красками, приобретенными на бюджетные средства.

Чтобы для людей открылась дверь в мир настоящего искусства, настоящей культуры, должен найтись любопытный Буратино, который проткнет своим носом старый холст, а потом откроет и саму дверь. И таких любопытных, смелых и решительных людей нужно много.

Поэтому я считаю, что, помимо восстановления прежней и создания новой инфраструктуры, не менее важно системно, продуманно собирать и поддерживать нужных людей — помогать ярким авторам, искать их среди молодежи, учить, позволять реализовывать творческие идеи. Не укорачивать им «носы» — пусть растут, ради бога! Пусть! Только такие — непохожие на других, выдающиеся из общей массы, привлекающие к себе внимание — и могут сделать что-то интересное.

И обязательно — создавать нормальные условия для работы. Имею в виду материальные условия, зарплаты. Чтобы у молодого художника или начинающей поэтессы, помимо неизбежной, как рок, необходимости перебираться в Москву или Петербург и пробиваться там, была возможность остаться в родных местах, впитывая в себя иные краски, эмоции, иные звуки и запахи. Чтобы эти ребята могли воплощать эти ощущения в своих произведениях и радовать ими нас, уже объевшихся серой эстетикой больших городов.

Мы давно поняли, что культурная жизнь столиц подпитывается в том числе за счет идей, которые рождает провинция. Но если авторы из провинции отрываются от корней практически в юности, они, не успев нащупать свой путь, вынуждены жертвовать самой возможностью стать кем-то, кто выделится на общем — пусть даже крикливо-цветастом, но общем — столичном фоне.

И не надо думать: ой, кто ж туда поедет, в эти села и малые города! Мы, люди, очень и очень разные. И Москва, и Питер нравятся далеко не каждому. Кому-то милее родной Мценск или Холмогоры. В конце концов не каждому автору принципиально важно постоянно быть в центре тусовки. Если там, в глубинке, будет возможность для творчества, жилье и адекватная зарплата, мы с вами еще увидим обратный процесс, когда творческие люди потянутся из столиц «в деревню, в глушь».

Если спокойно и планомерно работать над этим хотя бы лет 8–10, страна изменится. Причем изменится не только в том смысле, что жители сел и деревень станут лучше разбираться в русской живописи XIX века и начнут предпочитать канал «Культура» шизофреническим ток-шоу. Уверен: на улицах станет чище. Меньше будет разбитых окон и раскуроченных автобусных остановок. В общественном транспорте перестанут материться.

В последние годы государство уделяло много внимания спорту. Олимпиада, чемпионат мира по футболу, строительство спортивных площадок во дворах — это прекрасно. Но, друзья, спортплощадки — не гарантия. Там можно заниматься своим здоровьем, а можно курить и выпивать в теплой компании, загаживая пространство окурками и пивными банками. Клубы, дома культуры, музеи — это, с моей точки зрения, практически гарантия того, что атмосфера в обществе будет становиться чище.

Но — еще раз: в центре культурной жизни находится человек. И главные очаги культуры — это не здания сельских клубов. Это сердца ярких творческих людей. Вот эти очаги стоит хранить и поддерживать прежде всего.

Автор — художественный руководитель театра «Модерн»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир