Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Армия России освободила населенный пункт Новоплатоновка в Харьковской области
Мир
Bloomberg указало на падение активности частного сектора еврозоны в декабре
Мир
В МИД России заявили о настрое на нормализацию отношений с Грузией
Мир
В Кремле заявили о желании установить прочный мир на Украине
Наука и техника
Мантуров указал на перспективы создания лунной станции на ядерной энергетике
Мир
Axios сообщил о желании США в скором времени прийти к РФ с предложением по Украине
Общество
Верховный суд РФ признал право собственности спорной квартиры Долиной за Лурье
Экономика
Максимальная ставка по вкладам в рублях выросла до 15,63% в декабре
Общество
В Минстрое прокомментировали продление мер поддержки строительной отрасли
Мир
В Финляндии заявили об отсутствии альтернативы при отказе от изъятия активов РФ
Политика
Рябков отметил трезвый подход США в отношениях с Россией
Спорт
Суд обязал французский ПСЖ выплатить Килиану Мбаппе около €61 млн
Мир
Politico сообщила о несогласии Бельгии с гарантиями ЕС по изъятию активов России
Общество
Мишустин указал на укрепляющую общество силу культуры
Армия
ВС РФ нанесли удары по используемым ВСУ объектам транспортной инфраструктуры
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до +1 градуса в Москве 16 декабря
Общество
Госдума ужесточила наказание за дезертирство для бывших заключенных

Парковый классицизм: в «Зарядье» прозвучала музыка XVIII века

Первый в Москве сольный концерт оперной звезды Магдалены Кожены объединил хиты и малоизвестные произведения
0
Фото: пресс-служба МКЗ «Зарядье»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве впервые выступила меццо-сопрано Магдалена Кожена. Чешская певица приехала в столицу в рамках тура, посвященного музыке эпохи классицизма. В качестве площадки был выбран концертный зал «Зарядье», а программа составлена из вокальных номеров Глюка, Моцарта и Гайдна, дополненных 40-й симфонией Моцарта. Реакция публики свидетельствовала: организаторы попали в точку.

Компанию певице на сцене составил камерный оркестр Age of Enlightenment под управлением Джованни Антонини. И когда зазвучала тема знаменитого Molto allegro из соль-минорной симфонии, искушенные меломаны могли воспринять это со скепсисом. Все-таки начинать концерт с одного из самых заигранных произведений, пусть и шедевра, — ход сомнительный. Еще более спорной с точки зрения академических традиций выглядела идея разбить моцартовский цикл, равномерно распределив части по всему вечеру и «прослоив» вокальными эпизодами.

Однако определенная логика в этом есть. В «Зарядье», зале молодом, аудитория пока еще разношерстная, и неофитов здесь ничуть не меньше, чем опытных ценителей классики. Так что предложенный вариант кажется оптимальным для всех: слушатели не успевают устать, чередование сверхизвестного с малознакомым обостряет восприятие, и в конце концов можно смело аплодировать после каждой части симфонии, не боясь косых взглядов высоколобых знатоков.

На все претензии в нарушении традиций авторы программы могут смело отвечать: в XVIII веке играть отдельные части симфонии и вольно комбинировать их было в порядке вещей. К тому же Age of Enlightenment и Джованни Антонини преподнесли хрестоматийную музыку совсем не скучно, с модным нынче драйвом, хотя экспрессивная жестикуляция дирижера порой казалась чрезмерной.

Но главной составляющей вечера оказались всё же вокальные номера в исполнении Магдалены Кожены, и здесь уже никаких упреков в неаутентичной подаче быть не могло. Несмотря на свою всеядность — Кожена поет и Монтеверди, и Малера, и даже песни Коула Портера (последний альбом целиком посвящен американскому мастеру легкого жанра), — она особенно органична именно в репертуаре XVIII века.

Голос Кожены — прозрачный, благородный, холодноватый, но при этом сильный. Не тяжеловесный, но весомый. В отличие от Чечилии Бартоли или Симоны Кермес она не стремится к демонстрации виртуозности, нет у нее и колоратурного блеска, однако красота тембра вкупе с эмоциональностью подачи заставляют следить за вокальной линией с неослабевающим интересом и наслаждаться каждым звуком. Акустика КЗ «Зарядье» подошла певице идеально: звук летел и заполнял немалый зал без ощутимого форсирования. 

В первом отделении Кожена исполнила арию Париса из оперы «Парис и Елена» Глюка, речитатив и арию Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и кантату (сцену) Berenice, che fai? Гайдна — целиком, а вовсе не только речитатив, как было указано в программке. Позднее произведение, написанное родоначальником классической симфонии во время своего второго визита в Лондон, интересно множеством контрастов и тончайшими психологическими нюансами. И Магдалена Кожена в образе женщины, покинутой своим возлюбленным, раскрылась сполна. Редкое качество певицы — умение совместить аристократизм и страстность — здесь было очень кстати.

Во втором отделении публику ждал еще один музыкальный раритет — ария Эрато из оперы-кантаты Глюка «Смятение на Парнасе», а также два фрагмента из «Милосердия Тита» Моцарта, в том числе известную арию Секста Parto, parto. Но главный хит был припасен на бис. Услышав первые звуки арии Керубино Voi, che sapete из «Свадьбы Фигаро», зал радостно выдохнул: узнали и оценили выбор. И действительно, это был самый обаятельный номер всего концерта. А финальный бис — еще одну арию Сюзанны из той же оперы — певица предварила небольшим спичем, где призналась, что впервые в Москве. Судя по овациям — не в последний.

 

Читайте также
Прямой эфир