Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зеленский заявил о необходимости более $1 трлн для восстановления Украины
Мир
В Южной Корее заявили о вхождении самолетов РФ и КНР в зону ПВО
Мир
На пляжах в Перу обнаружили тысячи умерших из-за птичьего гриппа пеликанов
Происшествия
В Лефортовском тоннеле затруднено движение из-за массового ДТП
Мир
Жителей Кривого Рога предупредили о возможных аварийных отключениях света
Мир
Колумбийский футболист Баланта умер в возрасте 22 лет
Политика
Совфед потребует от Киева прекратить любые атаки на Запорожскую АЭС
Мир
США намерены добиться укрепления позиций Украины перед переговорами с РФ
Мир
Глава МИД Швеции не смог подтвердить вступление в НАТО в 2023 году
Общество
Пожар на резервуарах с дизельным топливом в Брянской области локализован
Мир
Власти Польши намерены обязать украинских беженцев платить за жилье
Спорт
Фраппар станет первой женщиной-арбитром матча чемпионата мира по футболу
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тысячи автобусов на межрегиональных маршрутах могут приостановить работу. Это следует из письма Объединения автопассажирских перевозчиков в Минтранс. Документ есть у «Известий». Компании не могут получить часть необходимых для работы документов. Жителям многих городов и поселков приходится добираться в другие субъекты с пересадками, потому что остановка в их населенном пункте не внесена в федеральный реестр. Если же перевозчик идет навстречу пассажирам — он фактически становится нелегальным и может быть оштрафован на 300 тыс. рублей. Как пояснили «Известиям» в Минтрансе, за наполнение реестра отвечают регионы и ведомство неоднократно просило их ускорить работу. 

В России назревает кризис на рынке межрегиональных автобусных перевозок. Многие легальные компании не могут получить свидетельства и маршрутные карты в ФБУ «Росавтотранс». Об этом сказано в письме Объединения автопассажирских перевозчиков, направленном в Минтранс. ФБУ выдает документы только на маршруты с остановками, включенными в реестр Министерства транспорта. Если хотя бы один остановочный пункт на пути следования не внесен в федеральный перечень — весь маршрут запрещен.

 

Автобусная остановка в Омской области

Если хотя бы одна останововка  не внесена в федеральный перечень — маршрут будет запрещен

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Во многих регионах возникла абсурдная ситуация: например, в городе Кстово Нижегородской области с населением около 70 тыс. человек ни один остановочный пункт не внесен в федеральный перечень, а значит, межрегиональные маршруты с остановкой в городе считаются нелегальными. Соответственно жители должны на межмуниципальном автобусе добираться до автовокзала в Нижнем Новгороде и оттуда с пересадкой ехать в соседний регион, хотя по территории Кстово идут прямые автобусы. Аналогичная ситуация сложилась в Острогожске Воронежской области с населением более 30 тыс. человек, крупном селе Алексеево-Лозовское Ростовской области и многих других населенных пунктах. 

Перевозчики вынуждены платить штрафы, рассказала «Известиям» директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова. Суды нередко принимают сторону Ространснадзора, сотрудники которого выписывают штрафы от 5 тыс. до 300 тыс. рублей.

«...В такой ситуации существует реальная угроза приостановки транспортного обслуживания населения на территории многих субъектов РФ», — сказано в обращении объединения в Минтранс.

По данным Ространснадзора, на февраль 2019 года федеральный реестр включал 3925 маршрутов, из них оформлены свидетельства и карты лишь на 2053. Межрегиональные регулярные маршруты сегодня обслуживают 1372 перевозчика, в 2015 году их было 2400.

Выпали из реестра

Источник в транспортной отрасли рассказал «Известиям», что инициатором внесения всех остановок в реестр несколько лет назад был Николай Асаул, занимавший тогда должность замглавы Минтранса. В 2015 году был принят федеральный закон № 220, который должен был установить единые принципы регулирования перевозок, включая межрегиональные, межмуниципальные и внутригородские. В перспективе планировалось создать единую электронную систему, позволяющую пассажирам взять билет через интернет до любой точки.

В течение 2015–2016 годов планировалось внести в единый реестр Минтранса всех автобусных перевозчиков на регулярных маршрутах, сами маршруты и все остановочные пункты. Но с формированием реестра остановок возникли проблемы — собственники (частные организации, субъекты РФ и муниципалитеты) не спешили вносить их в перечень. Ответственности  за затягивание процесса законодательство не предусматривает.

Пассажиры на международном автовокзале "Южные Ворота" в Москве

С формированием реестра остановок возникли проблемы — собственники не спешили вносить их в перечень

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

— До конца 2017 года внести в реестр остановку мог только ее собственник, — пояснила «Известиям» юрист Екатерина Бурнос. — Владельцы этого не делали по разным причинам — от неправильно оформленной земли под остановочный пункт до нежелания тратить на это деньги и время.

В 2018 году остановки вне автовокзалов и автостанций разрешили регистрировать органам власти субъектов РФ. Это позволило легализовать часть пунктов, но не решило проблему полностью, отметила она. 

— Ставропольский край, Ульяновская область, Республика Чувашия, Республика Башкортостан — в каждом из этих регионов более 100 межрегиональных маршрутов в другие субъекты РФ не имеют карт и свидетельств. Это не значит, что проблема именно в этих регионах, она может быть и в соседних, — подтвердил «Известиям» первый заместитель гендиректора Росавтотранса Руслан Лужецкий.

В Минтрансе «Известиям» сообщили, что в 2016–2018 годах «неоднократно обращались в субъекты РФ с просьбой обеспечить представление заявлений о регистрации остановочных пунктов».

Подарок нелегалам

Сейчас перевозчики пытаются решить проблему сами, исключая остановочные пункты из своих маршрутов или высаживая пассажиров в пунктах, не предусмотренных реестром, на свой страх и риск. По данным Росавтотранса, в 2018 году более 300 маршрутов были изменены, из них исключили «незаконные» остановки, и перевозчики получили карты и свидетельства.

Неразбериха на рынке приводит к росту «серого» сектора и увеличению доли регулярных межрегиональных перевозок под видом заказных, отметил предприниматель-перевозчик, член общественного совета при Ространснадзоре Сергей Кумбарули.

Торговцы у междугороднего автобуса

Регулярные межрегиональные перевозки маскируются под заказные

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Те, кто работал на рынке годами, уходят из этого бизнеса, а возить людей нужно — поэтому на маршруты становятся нелегалы, которые зачастую не ремонтируют технику и нарушают все мыслимые нормы безопасности, — добавил он.

На этом фоне растет популярность сервисов BlaBlaCar и BeepCar, которыми научились пользоваться маскирующиеся под автовладельцев нелегалы.

— Мы с подругой решили воспользоваться сервисом BlaBlaCar, чтобы поехать в Санкт-Петербург из Москвы, — рассказала «Известиям» жительница столицы Татьяна. — Стоимость была вдвое ниже, чем билет на рейсовый автобус. Приехали к назначенному месту у метро, но там нас ждал неприятный сюрприз — водитель подъехал в положенное время, но не на машине, а на автобусе. Его ждали еще около 10 человек. Наша поездка была уже полностью спланирована, отель забронирован, поэтому отказаться мы не могли.

Директор чувашской транспортной компании «Альбатрос» Сергей Мидуков добавил, что выявить и оштрафовать легального перевозчика проще, чем нелегала.

— Их надо поймать за руку, доказать, что люди в салоне минивэна или микроавтобуса не друзья и родственники, а именно пассажиры, — отметил он.

приложение BlaBlaCar на смартфоне

Сервисами поиска попутчиков используют и нелегальные автобусные перевозчики

Фото: Depositphotos/olenka-2008

Легального же перевозчика видно издалека: номер маршрута, наименование компании, экипировка.

— Поэтому мы судимся с надзорными органами. А что делать, не высаживать же людей, — отметил Сергей Мидуков.

Предприниматель добавил, что на маршруте из Чебоксар в Нижний Новгород из 15 остановочных пунктов в реестр внесены только начальный и конечный. Без промежуточных пунктов маршрут, по его словам, можно закрывать, потому что только 20% пассажиров едут до Нижнего.

По судам 

В целом к закону № 220 много претензий и он действительно нуждается в правках, подтвердил «Известиям» вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. Но решать проблему, полагает он, придется на местном уровне.

Межрегиональные перевозчики пытаются отстоять свое право заниматься извозом по прежним маршрутам

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

— Мы изначально предлагали вносить в свидетельство только начальный и конечный пункты. Сейчас нужно к этой идее вернуться, позволить ездить по регулярным маршрутам, но дать три года на внесение промежуточных остановок в реестр Минтранса. Если остановка нужна, то пассажиры и перевозчик должны обратиться к местным органам власти и добиться внесения ее в реестр, — сказал Валерий Алексеев.

Сейчас межрегиональные перевозчики уже прошли все судебные инстанции вплоть до Верховного суда РФ, где с переменным успехом пытаются отстоять свое право заниматься извозом по прежним маршрутам. 15 января 2019 года в Конституционный суд поступил иск от компании «Агаттрансавто», которая пытается оспорить положения Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) об ответственности за езду без маршрутных карт.

 

Читайте также
Реклама