Угон идет в Афганистан: житель Сургута захватил самолет с мобильным
Пассажир рейса SU1515, следовавшего из Сургута в Москву, не имел при себе огнестрельного оружия. Пистолет Ярыгина, фигурирующий на одном из видео из салона лайнера, принадлежит сотруднику регионального отряда специального назначения (РОСН) ФСБ, проводившего операцию по задержанию подозреваемого в угоне. Об этом «Известиям» рассказали несколько источников в силовом ведомстве. Ранее в Сети появилось видео, на котором боец группы захвата на глазах пассажиров разряжает обойму, из чего интернет-пользователи сделали предположение, что оружие принадлежит угонщику. Однако, как позже на допросе признался захватчик, у него был с собой только мобильный телефон.
Сотрудник РОСН ФСБ во время спецоперации был одет в авиационный рабочий костюм, под которым был бронежилет, пояснил «Известиям» собеседник в силовом ведомстве.
— На поясе под курткой находилась специальная кобура для скрытого ношения оружия. Спецназовец РОСН ФСБ был вооружен пистолетом Ярыгина. У угонщика огнестрельного оружия не было, — уточнил источник.
Неожиданный поворот
Первые сообщения о смене курса рейса SU1515 компании «Аэрофлот», следовавшего из Сургута в Москву, появились около 13:00 мск — через 15 минут после взлета. В салоне самолета находились 69 пассажиров и семь членов экипажа.
К 14:00 появилась информация о нахождении на борту вооруженного мужчины, якобы потребовавшего направить самолет в Афганистан. Экипажу пришлось в срочном порядке запрашивать свободную полосу — на запрос оперативно откликнулся аэропорт Ханты-Мансийска. Борт развернулся и взял курс на столицу ХМАО. За всё это время никаких официальных заявлений от «Аэрофлота» и правоохранительных органов не поступало.
В 14:23 борт приземлился на дальней полосе аэропорта Ханты-Мансийска. К зданию воздушной гавани были стянуты несколько экипажей скорой помощи и полиции. На место прибыл вице-губернатор ХМАО Алексей Забозлаев.
Около полутора часов самолет стоял на ВПП, но в него никто не заходил. Все пассажиры оставались на своих местах, активно размещали в соцсетях фотографии из салона. Сообщалось, в частности, что командир воздушного судна по громкой связи объявил: посадка произведена для дозаправки.
В 16:04 начался штурм. Как сообщили в «Аэрофлоте», во время спецоперации никто из пассажиров не пострадал. Угонщик сопротивления не оказал: по сообщениям очевидцев, он был сильно пьян.
Кто ты, Павел?
Сразу после инцидента с самолетом в соцсетях появились фотографии жителя Сургута Павла Шаповалова, якобы являвшегося угонщиком. Однако мужчина, которого пользователи интернета поспешили обвинить в случившемся, оказался ни при чем. Об этом «Известиям» сообщили его коллеги по бизнесу. В магазине «СибирьАква», который специализируется на продаже аквариумов, заявили, что человек, чьи фотографии распространили в СМИ, сейчас отдыхает в Таиланде.
— Это не тот, кто захватил самолет. Наш Павел на отдыхе в Таиланде. У него всё хорошо, — рассказали «Известиям» сотрудники магазина.
Позже и сам «угонщик» выложил в Сети видеообращение из Таиланда.
О настоящем Павле Шаповалове рассказал его сын. В беседе с «Известиями» он охарактеризовал родителя как неконфликтного человека, который раньше сильно пил, но «завязал с пагубными привычками».
— Он завязал. Насчет курить не знаю, но он долго не пил. Спокойный, никогда ничего такого не было. Никогда ни с кем не дрался, — сообщил молодой человек.
Сын задержанного пояснил, что его родители находятся в разводе, но с отцом он недавно встречался и «ничего плохого о нем не слышал». Зачем Павел Шаповалов якобы просил направить самолет в Афганистан, юноше неизвестно: о подобных намерениях в беседе с сыном он никогда не говорил.
Павла Шаповалова задержали в салоне лайнера. При допросе 41-летний мужчина сказал, что при себе у него был только мобильный телефон.
Экипаж не струсил
Недостаток официальной информации о происшествии породил множество слухов.
— Пассажирам о нештатных ситуациях на борту сообщает командир воздушного судна. Что касается оповещения родственников, то никаких нормативов нет, — пояснил «Известиям» председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. — Можно предположить, что сейчас идет подробный разбор ситуации: было ли это террористическим актом, или это просто выходка пьяного пассажира. Я больше склоняюсь ко второму варианту. Такие ситуации случаются регулярно.
Сразу же после сообщения о захвате самолета усиливается контроль воздушного пространства, рассказал бывший начальник Зенитных ракетных войск генерал-лейтенант Александр Горьков. По его словам, при появлении угрозы самолет начинают сопровождать по маршруту следования все наземные средства противовоздушной обороны. При необходимости в небо могут поднять дежурные силы истребительной авиации. Они должны принудить самолет совершить экстренную посадку в одном из ближайших аэропортов.
Лучшими спецоперациями считаются те, что закончились на этапе переговоров, когда преступники сдались, а жизни заложников не были поставлены под угрозу, заявил «Известиям» вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов.
— Обычно в случае угрозы захвата самолета командир корабля принимает решение садиться в ближайшем аэропорту, — продолжил эксперт. — На земле объявляется сигнал «Набат», он служит началом действий по заранее готовому плану по борьбе с терроризмом. Часть аэропорта, куда планируется отбуксировать самолет, оцепляют сотрудники МВД. Вызывается специальный отряд по проведению операций по освобождению заложников на воздушных судах. Обычно в течение получаса группа прибывает на место происшествия и готова действовать. Дальнейшее развитие ситуации зависит от результатов переговоров и поведения преступников.
Командир корабля принял решение посадить самолет на территории России. Для этого нужно было убедить угонщика пойти на такой шаг, объяснил «Известиям» бывший замминистра гражданской авиации СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
— Экипаж в этой непростой ситуации действовал в строгом соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации и национальными российскими правилами авиационной безопасности, — резюмировал эксперт. — В этих регламентах четко расписано, как вести себя в ситуациях, когда происходит попытка захвата воздушного судна. Экипажи проходят специальные тренинги, для того чтобы противодействовать террористам на борту.
Полмиллиона штрафа
По факту инцидента возбуждено уголовное дело по ст. 211 УК («Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»), сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.
— Угонщику может грозить наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет, — рассказал «Известиям» председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. — Срок наказания зависит от деталей инцидента: действовал ли преступник один, применялось ли оружие, пострадали ли остальные пассажиры.
По оценкам директора научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ Гражданской авиации Александра Фридлянда, потери перевозчика с учетом типа воздушного судна (Boeing 737-800) составляют порядка 450 тыс. рублей.
В эту сумму входят дополнительные затраты на авиатопливо, оплата услуг аэропорта за взлет-посадку (аэропортовое и аэронавигационное обслуживание в зоне воздушной гавани), работа службы безопасности, а также вызов экстренных служб.