Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил об отсутствии сроков следующего раунда переговоров с Украиной
Мир
На Западе усомнились в попытках поменять подход Трампа к России
Мир
В Кремле допустили встречу Путина и Зеленского
Общество
Путин упростил получение гражданства РФ жителям Абхазии и Южной Осетии
Мир
В Перу зафиксировали землетрясение магнитудой 5,9
Спорт
Дегтярев обсудил с губернатором Омской области развитие спортивной инфраструктуры
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Александрополь в ДНР
Мир
В Италии призвали Евросоюз создать единое оборонное пространство
Мир
Эрдоган заявил о готовности Турции содействовать переговорам России и Украины
Мир
Ким Чен Ын призвал армию КНДР быть в полной боевой готовности
Мир
Путин обсудил с Токаевым итоги российско-украинских переговоров в Стамбуле
Армия
Средства ПВО уничтожили четыре беспилотника ВСУ над Крымом
Происшествия
Гладков сообщил о последствиях атаки беспилотников ВСУ на Белгородскую область
Общество
Суд арестовал обвиняемого в хищении при строительстве здания для Мариинского театра
Общество
Путин подписал указ о праздновании 300-летия со дня рождения Суворова
Мир
Генсек ООН назвал условие для установления мира на Ближнем Востоке
Мир
Захарова посоветовала Киеву не слушать «натовских советчиков» при урегулировании
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Продажу невозвратных билетов в поезда дальнего следования хотят распространить на плацкартные и общие вагоны. В Минтранс поступил соответствующий запрос депутатов Госдумы совместно с Общероссийским объединением пассажиров. Документ есть у «Известий». В ведомстве рассмотрят это предложение, рассказали «Известиям» в Минтрансе. По словам замгендиректора Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД) Олега Никитина, расширение категорий вагонов с невозвратными билетами будет происходить постепенно, по мере накопления опыта реализации новой услуги.  

Новая инициатива

Депутат Госдумы от «Единой России» Наталья Кувшинова обратилась в Минтранс с просьбой рассмотреть возможность внедрения в России невозвратных билетов в плацкарт и общие вагоны. В письме в ведомство парламентарий отметила, что в ее адрес поступили обращения граждан «из разных регионов» по этому поводу. C аналогичной просьбой выступили и представители Общероссийского объединения пассажиров. Депутат предложила дать перевозчику возможность «снижать стоимость на билеты в плацкартных и общих вагонах для продажи по невозвратному тарифу... без согласования с ФАС», говорится в письме от 17 января 2019 года на имя главы Минтранса Евгения Дитриха (копия документа есть у «Известий»). 

кассы дальнего следования на железнодорожном вокзале

Пока на плацкарт и общие вагоны продажа невозвратных билетов не распространяется

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Пока на плацкарт и общие вагоны продажа невозвратных билетов не распространяется, поскольку их стоимость субсидируется из бюджета и регулируется государством, поэтому перевозчик не может менять ее по своему усмотрению. 

В Минтрансе подтвердили «Известиям» получение письма и сказали, что обращение будет рассмотрено.

— Ответ будет направлен в установленном порядке, — добавил представитель ведомства.

В пресс-службе ФПК сообщили «Известиям», что компания будет принимать участие в обсуждении механизмов реализации такой инициативы. 

Не всех посчитали

С 1 января 2019 года вступил с силу закон, разрешающий продавать невозвратные железнодорожные билеты на поезда дальнего следования. Особенность их заключается в том, что в случае отказа от поездки такие проездные нельзя сдать. Немногочисленные исключения: увечье и болезнь покупателя, смерть близкого родственника или отмена поезда. Возврат денег в этом случае будет производиться в срок не позднее пяти суток с момента отправления. Закон позволяет продавать невозвратные билеты только в так называемый нерегулируемый сегмент — купе, СВ и вагоны с сидячими местами. С 20 января в России уже открылись продажи билетов в такие вагоны, скидки составляют от 5 до 20%. С учетом глубины продаж в 90 дней купить проездной можно будет на поезда с отправлением 19 апреля и позднее. По данным ФПК, на первом этапе в эксперименте станут участвовать только два поезда: Москва–Воронеж (с сидячими местами) и Москва–Ижевск (купейный). В первом из них выделят 102 места, которые можно будет приобрести по специальному тарифу, во втором — 64. Тестовый период продлится до 1 мая.

железнодорожный билет

Купить невозвратные билеты сейчас можно только на два поезда: Москва–Воронеж и Москва–Ижевск

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

— Норма о невозвратных билетах не распространяется на плацкарт. Связано это с тем, что снижение стоимости на ж/д билеты в плацкарте, как и повышение, РЖД обязано согласовывать с антимонопольной службой. Поэтому плацкарт не попал в перечень категорий невозвратных билетов в действующем законе, — пояснила «Известиям» Наталья Кувшинова.

По словам главы Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, вступивший в силу 1 января закон ставит тех, кто пользуется плацкартом и купе, в неравные условия.

Кроме того, авторы письма в Минтранс предложили расширить перечень случаев, при которых пассажир, купивший невозвратный билет, сможет его сдать. По их словам, соответствующий законопроект уже разработан. По нему вернуть деньги можно будет в случае болезни членов семьи или близких родственников, даже если они не должны были ехать вместе, пояснил Илья Зотов. Аналогичные изменения, касающиеся невозвратных авиабилетов, в настоящее время уже рассматриваются в Госдуме во втором чтении.

Порог невозврата 

Расширение категорий вагонов с невозвратными билетами будет происходить постепенно, по мере накопления опыта реализации новой услуги, рассказал «Известиям» замгендиректора ФПК Олег Никитин. Он добавил, что если вести речь о регулируемом сегменте, то в перспективе распространить практику невозвратных билетов можно на общие вагоны с местами для сидения в дневных поездах. Но могут возникнуть технические сложности с реализацией этой инициативы, поскольку цена в регулируемом сегменте устанавливается ФАС, добавил он. В антимонопольной службе на момент сдачи номера не ответили на запрос «Известий».

пассажиры в плацкартном вагоне

Когда система заработает в полную силу, до 10% от общего количества билетов ФПК рассчитывает сделать невозвратными

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Когда система заработает в полную силу, до 10% от общего количества билетов ФПК рассчитывает сделать невозвратными. Сейчас лишь часть мест может продаваться по такой схеме. Как ранее говорил глава ФПК Петр Иванов, около 60% продаж приходится на плацкарт и общие вагоны. Перевозчик за счет новой услуги планирует увеличить пассажирооборот на 1,5%.

По словам гендиректора Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, поскольку регулируемый сегмент субсидируется государством, решение о распространении невозвратного тарифа на плацкарт и общие вагоны будет зависеть в том числе от Минфина. Поэтому, по мнению эксперта, рассчитывать на быстрое появление невозвратных билетов в плацкарт не стоит.

В Минфине «Известиям» сообщили, что вопрос следует адресовать в профильные ведомства — ФАС и Минтранс.

С 2014 года невозвратные авиабилеты разрешили продавать российским авиакомпаниям. Согласно принятым поправкам в Воздушный кодекс, перевозчики имеют право не возвращать деньги пассажиру, отказавшемуся от поездки без уважительной причины. Исключение, как и в случае с ж/д билетами, составляют болезнь клиента авиакомпании или его близких родственников. Экстренные причины, побудившие вернуть проездной документ, подтверждаются документально. Наиболее распространены такие билеты у лоукостеров. У иностранных авиакомпаний они обозначаются словами Ticket is non-refundable, у российских — «Промо», «Базовый», «Эконом».

 

Читайте также
Прямой эфир