Синдром шатдауна: споры о стене поставили на кон репутацию Трампа
Приостановка работы правительства США в связи с разногласиями между президентом Дональдом Трампом и демократами по утверждению бюджета во многом связана со скорым стартом предвыборной кампании. Как пояснили «Известиям» эксперты, на кону — репутация как американского лидера, так и оппозиции. При этом затянувшийся шатдаун — то есть кризис правительства — невыгоден ни одной из сторон. В конечном итоге ситуация может обернуться недовольством избирателей.
Крупная ставка
На 19-й день частичной приостановки работы правительства США Дональд Трамп и представители Демократической партии предприняли очередную попытку согласовать бюджет страны. С 22 декабря американский лидер пытается продавить статью расходов на строительство стены с Мексикой стоимостью $5,7 млрд. Учитывая, что общий объем бюджета будет в районе $4 трлн, причины сопротивления демократов кроются явно не в желании «сэкономить», а в стремлении нанести политическое поражение президенту и республиканцам.
И если «спорную» сумму нельзя назвать астрономической, то политические ставки, с ней связанные, весьма велики. Для Дональда Трампа строительство стены — принципиальный момент, ведь именно «большая, большая стена на южной границе» была одним из его ключевых обещаний в триумфальном 2016 году. В этой ситуации уступки со стороны главы Белого дома фактически означают серьезное поражение, в том числе для всей Республиканской партии. Демократам делать сильные послабления в адрес администрации тоже не с руки. Другое дело, что слишком долго пытаться извлечь для себя максимальные политические дивиденды из сложившейся ситуации невыгодно обеим сторонам.
— Длительная приостановка работы правительства вызывает недовольство людей. Например, вы захотели с семьей пойти в различного рода федеральные комплексы: на прогулку в парк или в музей, а они закрыты. А еще хуже, если вам понадобятся какие-то документы. Всё это чревато недовольством. Трамп обвиняет во всем демократов, заявляя, что они отказываются согласовать бюджет. Но ведь речь идет о споре вокруг маленькой суммы по сравнению с общим объемом. Так или иначе компромисс необходим, — пояснил «Известиям» директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.
По его мнению, затяжной шатдаун с политической точки зрения бьет по обеим сторонам, поскольку американцы вряд ли будут приветствовать приостановку работы правительства из-за небольшой статьи расходов. При этом Дональд Трамп сознательно пошел на обострение, заранее заявив, что если не будут согласованы деньги на стену, то шатдаун неизбежен.
— Он мог договориться, чтобы конгресс финансировал работу правительства по временной схеме. Но Трамп пошел на обострение, поскольку демократы пригрозили, что он не получит денег на эту статью, — сказал политолог.
Уступить друг другу
Тем не менее Дональд Трамп не боится идти на обострение, поскольку «выступает в роли человека, который ратует за решение давней проблемы», считает директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. При этом президент пытается представить демократов как людей, которые «не думают о стране». Они, в свою очередь, хотят дискредитировать американского лидера, выставив его так, будто он ничего не смыслит в управлении государством и рубит сплеча.
— Но опыт предыдущих шатдаунов показывает: рано или поздно созывается согласительная комиссия и формируется вариант, который устроит обе стороны, — сказал «Известиям» эксперт. — Правительство не может долго бездействовать. Другое дело, никто не хочет выглядеть проигравшим, поэтому на уступки нужны с обеих сторон.
При этом идти на слишком большие послабления президенту тоже нельзя. Ведь в таком случае он фактически проиграет одну из своих основных битв. Валерий Гарбузов напомнил, что Дональду Трампу так и не удалось решить проблему с реформой здравоохранения в том виде, в котором планировалось, а также — уладить вопрос контроля над миграционными потоками. И так просто смириться с провалом еще одного предвыборного обещания американский лидер не может. Особенно если по-прежнему намерен пойти на второй срок.
Впрочем, серьезные уступки со стороны демократов также чреваты для них потерей репутации. Как рассказал эксперт, традиционно электорат партии расширялся за счет цветного населения и нелегальной миграции тех людей, которые пересекали границу, а затем спустя время получали законный статус.
Воззвание к американцам
Между тем Дональд Трамп перед очередным раундом переговоров с демократами выступил с телеобращением к нации, где рассказал о шатдауне и опасностях, которые таит в себе нелегальная миграция. По мнению президента, от потоков в страну нелегалов страдают все американцы, а тысячи граждан США могут стать жертвами преступности, связанной с миграцией. Американский лидер заверил, что проблему бюджета можно решить за 45 минут во время встречи с лидерами конгресса, и в очередной раз обвинил демократов в отказе принимать закон о расходах, который защитил бы границы США и возобновил работу правительства.
Дональд Трамп даже выразил готовность пойти на уступки оппонентам и согласиться на стальную, а не бетонную стену. А тем, кто припоминает президенту слова о том, что Мексика сама заплатит за строительство стены, хозяин Овального кабинета ответил, что преграда на границе будет опосредованно оплачена за счет нового торгового соглашения с Мексикой, недавно подписанного.
Дональд Трамп уже дал понять, что готов пойти на послабления. А демократы хотя и со скрипом, но согласились выделить на усиление безопасности на границе с Мексикой $1,3 млрд.
Кстати, построить стену Дональд Трамп может и без выделения средств конгрессом, введя чрезвычайное положение. Однако на подобный резкий шаг президент пока не пошел в надежде всё-таки договориться с неуступчивыми оппонентами, хотя и напомнил, что такое право у него есть.
Шатдаун настолько закрутил спираль внутриполитической борьбы в США, что сенат даже не смог ввести санкции против России и Ирана за помощь правительству Сирии. Законопроект «Укрепление безопасности Америки на Ближнем Востоке» не набрал необходимых 60 голосов из-за отказа демократов голосовать за любые документы, не направленные на прекращение приостановки работы правительства.