Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Общество
Шойгу указал на ведущие на Украину следы террористического акта в «Крокусе»
Мир
Совбез Белоруссии заявил о максимальной концентрации войск у границ страны
Общество
Медведев заявил о ведении РФ решительной борьбы с нацизмом
Общество
Суд взыскал с Киркорова 6 тыс. рублей за неуплату предыдущего штрафа
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Синоптик рассказал, когда африканская пыль уйдет из Крыма и Белгорода
Общество
Правительство расширило возможности фонда «Защитники Отечества»
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Мир
Во Франции рассказали о вербовке иностранцев в посольствах Украины
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

2018 год стал непростым для бизнеса: капитал богатейших людей мира сократился на $511 млрд, подсчитал Bloomberg. Но самые состоятельные россияне потеряли меньше — их доходы сократились лишь на 2%, до $255 млрд. На состояние российского капитала оказывали влияние волатильность на рынке, вызванная падением цен на нефть, обострение отношений с Украиной, а также ужесточение санкций и политики западных стран по отношению к нашей стране. Но в России наблюдались и собственные тренды. «Известия» выделили топ-5 событий, которые будут оказывать влияние на бизнес и жизнь обычных россиян в наступающем году.   

Прерванный полет

Российскому рынку моторного топлива 2018 год запомнится ценовыми скачками и попытками правительства сдержать их. Первый такой скачок, на 7–8%, по данным Росстата, был зафиксирован в мае. Он вызвал у населения волну возмущения, и только сформированное новое правительство пошло на снижение акцизов, а нефтяники в ответ заморозили розничные цены. В сентябре они опять сорвались с поводка, взлетев еще на 10%. Глава правительства Дмитрий Медведев, напомнив нефтяникам, что у него в арсенале, помимо пряника, имеется и кнут, а именно введение заградительных пошлин, которое может резко снизить рентабельность экспорта, дал поручение договориться с правительством о стабилизации цен. Достигнутая на совещании 31 октября у вице-премьера Дмитрия Козака договоренность предусматривала обязательство нефтяных компаний не повышать топливные цены до 31 марта 2019 года сверх установленных показателей, которые примерно соответствовали июньским котировкам. Отступить от этого условия — подрасти еще на пару процентов — было разрешено только один раз в январе, чтобы компенсировать компаниям убытки от повышения НДС.

Оператор нефтебазы готовит заправочный комплекс для заливки бензина в цистерну бензовоза

Оператор нефтебазы готовит заправочный комплекс для заливки бензина в цистерну бензовоза

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин рассказал «Известиям», что в следующем году появятся экономические стимулы для сдерживания цен на топливо. Это, например, налоговые вычеты для дополнительных объемов производства и расширение биржевой торговли, в которой смогут принять участие как вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), так и независимые сети. Причем речь идет в том числе о торговле производными финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами). Эта мера, по словам чиновника, позволит не только формировать рыночную цену на топливо, но и станет инструментом хеджирования (страхования) рисков ценовых колебаний.

По прогнозам Международного энергетического агентства, ожидаемая цена нефти марки Brent в следующем году составит в среднем $60 за баррель. Как пояснил «Известиям» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, это позволит удержать стоимость горючего в пределах инфляции, если, конечно, предусмотренные правительством меры по сдерживанию цен на моторное топливо окажутся достаточно эффективны. То есть если сегодня 92-й бензин стоит 42 рубля с копейками за литр, то в 2019 году он может подорожать примерно на два рубля.

Эндээсом по ценам

С начала 2019 года НДС увеличится с 18 до 20%. Это должно отразиться на стоимости продуктов. Например, цены на хлеб, яйца, свинину, молоко и сахар увеличатся на 4–11%, считают эксперты Аналитического центра при правительстве. Это произойдет несмотря на то, что для социально значимых продуктов предусмотрена льготная ставка НДС — 10%. Но расходы на производство товаров вырастут.

В основном рост цен на продукты будет зависеть от глубины их переработки: чем длиннее производственная цепочка, тем сильнее скажется повышение НДС. Меньше всего налог занимает в цене продукции минимальной переработки. Это, например, живая и свежая рыба, а также куриные яйца: 2,7 и 5,6% соответственно в 2017 году. Наибольшая налоговая нагрузка отмечается, например, в сегменте хлебобулочных изделий. Это объясняется тем, что в состав этой продукции входит большое количество ингредиентов, часть из которых может закупаться по основной ставке НДС.

Работница укладывает хлеб в лотки в цехе готовой продукции

Работница укладывает хлеб в лотки в цехе готовой продукции

Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

Как свидетельствует прогноз Аналитического центра при правительстве, цены на молоко пастеризованное 2,5–3,2% жирности вырастут на 6,1%, на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки первого-второго сортов — на 5,9%, свинина (кроме бескостной) подорожает на 4,3%, яйца куриные — на 4,2%. Этот сценарий, отметили специалисты, учитывает влияние НДС, ситуацию на базовых сельскохозяйственных рынках, прогноз роста цен Минэкономразвития, изменения инфляции. Возможные колебания стоимости сырья, рост зарплат работников и прибыли предприятий в расчет не брались.

Крах Urban Group

Скандальное банкротство крупнейшего застройщика Московской области — Urban Group — стало краеугольным событием на рынке недвижимости в 2018 году. Без квартир в одночасье оказались около 15 тыс. дольщиков. Они купили жилье в 68 домах в составе шести жилых комплексов общей площадью 1,4 млн кв. м. С одной стороны, на дно компанию потянули обязательства по достройке объектов другого потонувшего гиганта, СУ-155. С другой — в целом отсутствовал должный финансовый контроль за перемещением средств между структурами группы. Компания состоит из 60 юридических лиц, при этом еще 92 имеют признаки аффилированности с застройщиком, показал аудит «Дом.РФ».

Всего на завершение проектов необходимо 67,6 млрд рублей, при этом около 12 млрд можно выручить от реализации еще не проданных квартир, машино-мест и нежилых помещений. Таким образом, дефицит оценили в 55 млрд рублей, следует из итогов аудита. Стройку профинансируют из средств фонда защиты прав дольщиков, федерального и подмосковного бюджетов. Девелоперская компания Crocus Group Араса Агаларова уже заключила контракты на достройку 54 домов. Часть оставшихся объектов почти готова, по остальным решение будет принято в ближайшее время.

Дольщики Urban Group на митинге в Красногорске

Дольщики Urban Group на митинге в Красногорске

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

Число обманутых дольщиков в России постоянно растет. Ранее задачу перейти от финансирования жилищного строительства гражданами к проектному банковскому кредитованию поставил президент. По официальным данным, в стране не достроено 1,3 тыс. домов, тогда как председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев говорит примерно о 2 тыс. Всё время спасать долгострои за государственный счет невозможно. В течение 2018 года парламентарии принимали поправки, ужесточающие законодательство о долевом строительстве. С 1 июля 2019 года средства граждан будут размещаться на эскроу-счетах в банках и перечисляться застройщику только после завершения строительства и передачи квартиры дольщику.

— Кредитованием же самого строительства займутся банки, что совершенно правильно. Множеством рисков должны управлять профессионалы — кредитные организации, а не обычные люди, которые просто хотят купить квартиру, — отметила президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

Кроме того, госкомпанию «Дом.РФ» наделяют расширенными полномочиями по достройке проблемных объектов, усиливается контроль за девелоперами со стороны ЦБ и надзорных органов. В конце года Банк России запретил страховать ответственность застройщиков перед дольщиками лидеру рынка — компании «Респект». В результате депутаты срочно приняли поправку, позволяющую девелоперам, не останавливая продажи, продолжить страховаться в фонде защиты прав дольщиков.

Утоли мои печали, «Натали»

В 2018 году рынок туризма тоже лихорадило: сразу два туроператора прекратили деятельность — «Натали Турс» и «Жемчужная река». Обе компании не смогли выполнить свои обязательства перед клиентами.

О проблемах «Натали Турс» стало известно в конце июня, когда компания отменила чартерные программы, а затем и аннулировала все туры до 30 сентября. Речь шла о 12 тыс. договоров, число пострадавших туристов приблизилось к 30 тыс. человек. Долг компании в итоге достиг 1,5 млрд рублей.

В начале сентября Ростуризм исключил из реестра туроператоров юридические лица, которые работали под брендом «Натали Турс». Глава компании Владимир Воробьев объяснял ее крах резким снижением спроса в том числе из-за проходившего летом в России чемпионата мира по футболу.

Один из офисов «Натали Турс»

Один из офисов «Натали Турс»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

 

В декабре проблемы начались у компании «Жемчужная река»: ее туристы не могли вернуться домой с китайского острова Хайнань из-за задолженности туроператора перед авиакомпанией «ИрАэро». Спустя некоторое время перевозчик начал доставлять россиян домой за свой счет — отдыхающие возвращались с задержкой в несколько дней. Позже представители Росавиации заявили, что «Жемчужная река» продавала билеты на несуществующие рейсы. Ростуризм 12 декабря исключил туроператора из федерального реестра. 

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин сказал «Известиям», что общая доля обеих компаний на рынке не превышает 1%. То, что произошло с ними, не повлияет на ситуацию в целом. Но сейчас сложно сказать, стоит ли в новом году ждать повторения подобных сценариев, отметил эксперт.

Подъехали на «Кортеже»

Одним из самых ярких событий в автомобильной отрасли стал проект «Кортеж» (Aurus) — автомобили российского производства для первых лиц государства. В мае 2018 года, после пяти лет разработки, был впервые продемонстрирован отечественный лимузин. Презентация стала уникальной: на этом автомобиле президент Владимир Путин приехал на свою инаугурацию, позже глава государства назвал машину хорошо собранной и очень удобной.

Над проектом работал институт НАМИ совместно с партнерами, массовое производство предполагается наладить на площадке Sollers (производит автомобили «УАЗ») в Татарстане. Там будут созданы мощности для выпуска 5 тыс. автомобилей в год. Запустить серийное производство машин планируется с 2020 года, а 2019 год станет подготовительным.

Автомобиль Aurus Senat на Московском международном автомобильном салоне 2018

Автомобиль Aurus Senat на Московском международном автомобильном салоне – 2018

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В августе 2018 года на Московском международном автосалоне НАМИ уже представил созданные на платформе лимузин и седан Aurus Senat с гибридным двигателем. Помимо этих моделей, НАМИ разрабатывает внедорожник и минивэн. В 2019 году автомобиль представят на Женевском автосалоне, со временем машины должны пойти и на экспорт.

Один из дилеров Aurus в декабре начал принимать заказы на седан Senat с первоначальным взносом в 1,5 млн рублей, хотя комплектация и стоимость автомобиля еще неизвестны.

Цену машины должны назвать в январе 2019 года, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что российские люксовые авто будут стоить на 20% дешевле Rolls-Royce и Bentley, но дороже Mercedes S-класса. Предполагается, что первые покупатели получат Aurus в 2019 году. В год старта фактических продаж их будет немного, около 70. Еще порядка 50 единиц уйдут в парк ФСО. Первая партия, вероятно, уже нашла покупателя, сказал «Известиям» глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. Спрос стимулирует высокая технологическая оснащенность машины, «брутальная» внешность и потенциальная востребованность среди чиновников, считает он.

 

Прямой эфир