Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВСУ за сутки потеряли пять минометов на курском направлении
Мир
В Польше призвали НАТО не направлять военных на Украину
Авто
Сумма выданных автокредитов в РФ превысила 2 трлн рублей с начала года
Мир
Рютте назвал неразумным вовлечение сил НАТО в конфликт на Украине
Мир
Путин пригласил военных стран ОДКБ принять участие в параде Победы в Москве
Общество
Более 50% опрошенных россиян столкнулись с мошенничеством перед «черной пятницей»
Экономика
В комитете ГД по финрынку поддержали увеличение кредита по семейной ипотеке
Политика
Заседание Совета глав правительств СНГ пройдет 12 декабря в Москве
Авто
Выпуск легковых автомобилей в России вырос в 1,5 раза
Мир
Путин заявил, что всё больше стран выступают за безопасный многополярный мир
Мир
Европарламент призовет ЕС расширить антироссийские санкции
Общество
Суд в ДНР заочно приговорил к 14 годам американского наемника Картера
Происшествия
В Егорьевске СК возбудил дело после побега двухлетнего мальчика из детсада
Экономика
В ВТБ спрогнозировали рост ключевой ставки в декабре до рекордных 23%
Авто
УАЗ улучшит качество окраски автомобилей
Экономика
Эксперт заявил о балансировании Европы на грани рецессии из-за санкций против РФ
Мир
СМИ сообщили о желании боевиков ВСУ переговоров с Россией
Общество
Алкоголь обнаружили в крови капитана затонувшего у берегов Териберки судна

Фантастические твари: Даши Намдаков наполнил жизнью Инженерный замок

В новых скульптурах самобытный бурятский художник соединил архаику и новейшие техники
0
Фото: пресс-служба Русского музея
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кто сказал, что скульптурные экспозиции скучные? Выставка всемирно известного скульптора Даши Намдакова, открывшаяся в Инженерном замке Русского музея, убеждает в обратном. Посетители увлеченно изучают причудливые композиции в пластике, родители приводят маленьких детей, изумленно глазеющих на Мадонну с большой «инопланетной» головой, диковинных зверей, кентавров и прочих сущностей, то созерцательно милых, то свирепых, с «раскосыми и жадными» очами.

На первый взгляд эти скульптуры — творения самородка-интуитивиста из глубинки, черпающего вдохновение в национальной культуре Бурятии. На поверку всё сложнее. Уроженец Забайкалья, Намдаков получил классическое образование: учился в Красноярском художественном институте, в том числе и у Льва Головницкого, мастера советской монументальной скульптуры. Очевидно, что Даши Намдаков прекрасно ориентируется в истории искусства и открыт разным традициям, особенно же — архаичным пластам евразийской культуры. Что-то из его работ отсылает к эгейской бронзе, что-то — к декоративно-прикладному искусству кочевых народов. Буддийская созерцательность контрастирует с языческой порывистостью. «Носорог», кожа которого превратилась в броню, почти рыцарские доспехи, демонстрирует влияние дюреровской гравюры. А «Энергия» напоминает о физических мутациях на картинах Дали.

Даши Намдаков не компилирует черты тех или иных эпох и стилей, но органично аккумулирует, создавая самобытный мир. Не подражает жизни, но придумывает собственную конструкцию животного или героя. Скульптуры нередко продуманы по принципу «Медного всадника»: фигура, внешне громоздкая, держится на минимальных опорах. Достигается впечатление монолитности и вместе с тем изящества. Алюминиевая «Идея» кажется черепом фантастического существа, объем «коробки» впечатляет, там обнаруживается внутреннее измерение, а вся конструкция стоит на четырех клыках. Она и внушительна, и легка.

Здесь не позволит заскучать само разнообразие пластики: разная фактура, разные техники — монохром и цвет, барельеф и круглая скульптура, которую можно и нужно рассмотреть со всех сторон. Представлены также и чайная композиция из лиможской фарфоровой массы особого обжига — божественной белизны, и фигурки, изображающие маски буддийской мистерии «Цам», и ювелирные изделия в виде насекомых. Комарик, жук-паук, кузнечик, водомерка сделаны из драгоценных металлов. Художник настолько тщательно работал над этими лапками, хвостиками и щупальцами, что ощущается его преклонение перед природой, у которой нет ничего случайного.

При всей академической образованности скульптора его работы не элитарны, не выглядят сложным ребусом, который нужно расшифровывать. Они будут интересны и массовому зрителю. Скажем, бронзовая «Мадонна с птичкой» явно связана с первобытными венерами: толстенькая грушевидная фигура держится на забавных тонких ножках, а тянущийся от затылка к спине хоботок заставляет вспомнить кинофантастику Люка Бессона. Вместе с тем испытываешь то, что традиционно вызывает образ Мадонны, — умиление. Эта скульптура пробуждает нежное любование. Демократичны и сами сюжеты: медведица с медвежатами, маленький Будда на большеголовом звере, животные восточного календаря.

Персонажи Намдакова образуют эдакий языческо-монголо-бурятский бестиарий, но совсем не отталкивают. Можно провести параллель со скульптурками божеств в дацанах: человеку христианской культуры эти божества кажутся уродливыми демонами, но их внешность оправдана функцией — отпугивать злые силы. И понятно, почему со скульптурами Даши Намдакова охотно делают селфи: они притягивают светлой созидательной энергией.

 

Читайте также
Прямой эфир