Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Интеллектуальный ужас: в Москве пройдет ретроспектива Ларса фон Триера

Зрители увидят новейший фильм режиссера и три его более ранние работы
0
Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Aftonbladet
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В преддверии выхода нового фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» в Москве пройдет ретроспектива датского режиссера. В кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» с 19 по 30 ноября зрители увидят «Догвилль» (2003), «Антихрист» (2009) и обе части «Нимфоманки» (2013). А завершит цикл премьера самого «Дома...» — за несколько дней до старта проката.

Творчество одного из самых крупных представителей современного авторского кино хорошо известно всем, кто интересуется этим видом искусства. Начиная еще с 1990-х годов каждая его картина становилась событием, привлекала широкое внимание и провоцировала жаркие споры. Но если в отношении таких творений, как «Европа» (1991), «Рассекая волны» (1996) и «Танцующая в темноте» (2000), дискуссии поутихли — сейчас это уже классика, то работы Триера, снятые в XXI веке, всё еще не получили сколь-нибудь унифицированной оценки ни у профессионалов, ни у обычных зрителей.

Разве что о «Догвилле» принято говорить с уважением как минимум к драматургическому мастерству автора (традиционно режиссер здесь выступает и сценаристом) и актерским подвигам голливудских звезд — Николь Кидман, Пола Беттани и Лорен Бэколл, хотя нарочито условная театральная эстетика, в которую они были помещены, многим не близка. Зато «Антихриста» и «Нимфоманку» как только ни ругали — за шокирующие образы, педалирование темы секса, цинизм, женоненавистничество и многие другие «грехи».

Принято считать, что после съемок «Догвилля» Триер погрузился в затяжной творческий кризис и пребывает в нем до сих пор. Но если в «Мандерлее» и «Самом главном боссе» действительно чувствуется режиссерская растерянность, отсутствие художественного и идейного вектора, то «Антихрист», напротив, сражает внутренней энергией — пусть и негативной. Такое ощущение, что датчанин выплеснул всё, что у него накопилось в душе. Для него самого этот фильм — как монолог на кушетке психоаналитика (постоянный мотив Триера).

Притом монолог этот оказался нарочито эстетским, вызывающе изысканным, изощренным в плане киноязыка. От аскетизма и морализаторства «Догвилля» Триер пришел к барочной порочности «Антихриста» и, кажется, не без удовольствия и режиссерского самолюбования погрузился в темные глубины собственного подсознания. Хотя внешний сюжет иной: в центре повествования — женщина, сражающаяся со своими демонами.

Эта борьба продолжилась и в «Нимфоманке». Причем, что показательно, главную героиню, не способную обуздать собственную сексуальность, в обоих случаях сыграла одна актриса — Шарлотта Генсбур. Однако на смену необузданной темной силе психологического хоррора пришла ироничная, «рассудочная», подчас игривая интонация эротической трагикомедии. Ну, а шокирующая жестокость сменилась провокацией иного рода, более привычной для кино, выходящего только на видео и специализированных сайтах.

В кинотеатральной версии наиболее пикантные моменты были сокращены, а получившееся четырехчасовое произведение разделено на две части (в прокат они выходили с перерывом в год). В рамках ретроспективы будет показан исходный режиссерский вариант, который длиннее почти на час. Демонстрироваться он будет в один день — с 16:30 и до победного конца.

— Фильмы Ларса фон Триера сложно смотреть неподготовленному зрителю, но и у поклонников его творчества картины зачастую вызывают противоречивые эмоции, — отмечает президент КАРО Ольга Зинякова. — Поэтому перед просмотром у нас пройдут дискуссии с экспертами и критиками, призванные помочь зрителям открыть для себя этого неординарного режиссера.

Кульминацией цикла станет первый в Москве публичный показ «Дома, который построил Джек». Представленный в мае этого года в Каннах, он вызвал уже привычные для Триера обвинения в чрезмерной жестокости, но на этот раз она подана в чистом, «дистиллированном» виде. История серийного убийцы (Мэтт Диллон) не только проверяет нервы зрителя на прочность, но и провоцирует его на размышления о том, как далеко можно зайти в искусстве. Впрочем, о том же заставляет задуматься и всё творчество Триера.

 

Прямой эфир