Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центробанк отказался подробно оценивать ужесточение санкций в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на 2019-–2021 годы из-за риска ухудшить «ожидания и настроения как в России, так и за рубежом». Это следует из комментария регулятора на предложение рабочей группы при Госдуме включить сценарии с ограничениями в прогноз (список замечаний рабочей группы с комментариями ЦБ есть у «Известий»). Излишние детали, заключающие в себе резко негативный подтекст, не должны подробно освещаться в официальных прогнозах, согласились с позицией ЦБ эксперты. Однако они отметили, что, замалчивая риски санкций, регулятор формирует у рынка неуверенность в эффективности своих решений в стрессовых ситуациях.

Во избежание паники

В своих прогнозах развития экономики ЦБ рассматривает три сценария: базовый, с неизменными ценами на нефть и рисковый. Ни один из них не предусматривает ужесточения санкционного давления, в нынешних условиях это «выглядит не совсем обоснованным», заметили члены рабочей группы при Госдуме, рассматривающей «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». Это программный документ ЦБ, включающий описание прогнозных факторов, которыми регулятор будет руководствоваться при принятии тех или иных решений.

Участники обсуждения предложили Центробанку либо включить расширение санкций в один из основных сценариев, либо дать их более подробное описание в рисковом, следует из списка основных замечаний рабочей группы.

Анатолий Аксаков

Анатолий Аксаков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

На это предложение в ЦБ ответили, что публикация подробных оценок по росту санкционного давления сопряжена с высокими рисками. В частности, это «может оказать существенное и негативное влияние на ожидания и настроения как в России, так и за рубежом». Также это способно дестабилизировать внутренний финансовый рынок и привести к дополнительному ухудшению условий для российской экономики. Поэтому детализация рискового прогноза «оценивается как сопряженная с высокими рисками», отметили в регуляторе. В пресс-службе ЦБ не ответили на уточняющий вопрос «Известий», в чем конкретно может выражаться негативная реакция рынка.

Впрочем, глава рабочей группы — председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков — сказал «Известиям», что Банк России все же донес до участников обсуждения «Основных направлений» свое видение развития ситуации в случае введения новых санкций. Планируется, что нижняя палата парламента рассмотрит «Основные направления» на пленарном заседании 20 ноября.

Три сценария

В базовом сценарии Банк России опирается на оценки наиболее вероятного варианта развития событий. В этом случае регулятор прогнозирует плавное снижение цен на нефть с нынешнего уровня свыше $70 за баррель до $55 в 2020–2021 годах. Оценка инфляции ЦБ на конец 2019 года – 5-5,5%, на 2020–2021 годы показатель составит около 4%. ВВП в 2019 году вырастет на 1,2–1,7%, в 2020–2021 годы — на 1,8–2,3%.

Сценарий с неизменными ценами на нефть в значительной мере близок к базовому, в том числе в силу того, что влияние динамики сырьевых цен на российскую экономику на прогнозном горизонте продолжит сглаживаться применением бюджетного правила. Основное его отличие — это сохранение котировок на черное золото. Оценки инфляции схожи в обоих сценариях. Темп прироста ВВП при неизменных ценах на нефть несколько выше: 1,8–2,3% в 2019 году, 2–3% в 2020–2021 годах.

Добыча нефти 

Добыча нефти 

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Рисковый сценарий описан в общих чертах и не включает каких-либо количественных оценок динамики макроэкономических показателей. Регулятор лишь уточняет, что при разработке этого прогноза приняты во внимание существенное расширение внешнеторговых ограничений, ухудшение макроэкономической ситуации в странах с развивающимися рынками и повышение оттока капитала из них, а также вероятность дальнейшего расширения международных санкций в отношении России. В такой вариант развития событий заложено снижение цены на нефть до $35 за баррель в 2019 году и ее сохранение на этом уровне в дальнейшем. Реализация этого сценария может спровоцировать в России рецессию, считают в Банке России.

Нельзя замалчивать

Официальные прогнозы любого государственного института высокого уровня должны быть умеренно-оптимистичными и не волновать рынок. С этой точки зрения решение регулятора не расписывать в деталях те или иные «апокалиптические» сценарии полностью справедливо, одобрили реакцию ЦБ опрошенные «Известиями» эксперты.

Однако Банк России в таких документах, как «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», обязан посылать рынку сигнал, что ситуация не выйдет у него из-под контроля в стрессовых ситуациях, считает руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Иначе у участников финансового рынка формируются сомнения в работе регулятора в пессимистичных условиях. У ЦБ должен быть «план действий на случай объявления войны», такой инструментарий необходимо акцентировать в официальных документах, отметил он.

Владимир Гамза

Владимир Гамза

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Публичная позиция ЦБ характеризуется излишней пассивностью в отношении возможного изменения внешних факторов, что может негативно сказаться на рынке, считает председатель комитета Торгово-промышленной палаты по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза. По его словам, Центробанки развитых стран формулируют меры, позволяющие нивелировать негативные эффекты и достигать планового развития экономики. В России регулятор ограничивается таргетированием инфляции, при этом инструменты выполнения цели по этому показателю могут оказывать негативное влияние на экономику в целом, отмечает Владимир Гамза.

Ранее эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) опубликовали пессимистичный прогноз на случай масштабного расширения антироссийских санкций: ВВП по итогам 2019 года может упасть на 2,5%, инфляция на конец года составит 8%, вдвое превысив таргет ЦБ. Ключевая ставка (в сентябре ЦБ повысил ее до 7,5%) достигнет 12%, а средний курс доллара составит 83 рубля, предполагали в АКРА.

Санкции, которые сейчас обсуждаются в американском конгрессе, включают ограничения на покупку новых российских ОФЗ и блокировку счетов российских госбанков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, госкорпорация ВЭБ и Промсвязьбанк) в юрисдикции США, а также отключение от системы SWIFT.

 

Прямой эфир