Стресс-сценарий: ФНБ могут распечатать раньше запланированного срока
Фонд национального благосостояния (ФНБ) могут начать тратить в случае реализации стрессового сценария санкций. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Минфина. Деньги «кубышки» будут использованы вместо госзаимствований в ситуации резкого роста процентных ставок на облигации федерального займа (ОФЗ). До сих пор использование фонда предполагалось только в условиях низких цен на нефть или же после того, как его объем достигнет 7% ВВП. Однако жесткие ограничительные меры по отношению к российскому госдолгу равноценны падению нефтяных котировок, и в этом случае лучше распечатать фонд, чем брать взаймы по высоким ставкам, уверены эксперты.
При неблагоприятном сценарии санкций программа заимствований может быть сокращена, а расходные обязательства государства профинансированы за счет имеющихся резервных источников — ФНБ и остатков средств федерального бюджета, сообщили «Известиям» в Минфине. Это позволит избежать привлечения заемных ресурсов по неприемлемо высоким процентным ставкам, объяснили свою позицию в ведомстве.
Цели займов Минфина — пополнение Фонда развития инфраструктуры, выкуп в 2019 году суверенных российских еврооблигаций, модернизация ЖКХ, повышение финансовой грамотности и другие. На внутреннем рынке в будущем году ведомство планирует занять 2,4 трлн рублей за счет выпуска ОФЗ, следует из проекта бюджета на ближайшую трехлетку. На внешнем рынке — $3,2 млрд.
Намерение министерства заместить дорогие займы деньгами ФНБ может противоречить действующим правилам использования ресурсов фонда. Так, по закону его нельзя использовать для финансирования госпроектов до тех пор, пока объем ФНБ не достигнет 7% ВВП. На такой уровень «кубышка» выйдет лишь к 2021 году, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2019–2021 годы. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов давал более оптимистичную оценку по наполнению фонда до необходимого уровня — конец 2019 года или начало 2020-го.
Несмотря на то, что формальная цель ФНБ — компенсировать доходы бюджета в условиях низких цен на нефть, введение серьезных санкций дает повод использовать накопленные в нем деньги не по регламенту, полагает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Например, в случае запрета на сделки с госдолгом или отключение России от SWIFT (международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей). Такие антироссийские меры сопоставимы по уровню стресса для экономики с резким падением нефтяных котировок, подчеркивает эксперт.
В апреле конгресс США подготовил проект закона о запрете на проведение сделок с суверенными облигациями России. Документ также запрещает гражданам или юрлицам США сделки по внешним бумагам Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Промсвязьбанка и Внешэкономбанка. Ожидается, что новые санкции в отношении нашей страны будут введены в ноябре. Отключение России от системы SWIFT обсуждается с 2014 года.
В условиях профицитного бюджета Минфину нет необходимости любой ценой привлекать капитал, согласен с Александром Дерюгиным эксперт группы исследований и прогнозирования рейтингового агентства АКРА Дмитрий Куликов. Уже сейчас ведомство пассивно на долговом рынке, из чего можно заключить, что Минфин не устраивает нынешний уровень ожидаемой инвесторами доходности по ОФЗ.
После появления угрозы санкций на российский госдолг в апреле ставки на ОФЗ резко подскочили. Так, 4 апреля до объявления ограничительных мер средняя годовая доходность облигаций федерального займа составляла 6,9%, к 10 апреля показатель вырос до 7,5%. 10 сентября стал пиковым днем, когда доходность превысила 9%. Из-за роста процентных ставок Минфин не выпускал облигации в сентябре и вернулся на рынок только в начале октября. Аукцион, впрочем, был признан несостоявшимся «в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен при текущей рыночной конъюнктуре», сообщило ведомство.
Ранее против идеи использования средств ФНБ не по назначению высказывался Алексей Кудрин. В своей докторской диссертации он призывал не вкладывать накопленные деньги в инфраструктуру, а только компенсировать ими недополученные нефтяные доходы в условиях низких цен на энергетические ресурсы.