Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного мира» в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

Музыка красоты и надежды

Режиссер Владимир Хотиненко — о творческой дружбе с Эннио Морриконе
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня в Москве состоится юбилейный концерт Эннио Морриконе, а три дня спустя маэстро отметит свое 90-летие. Без музыки Морриконе сложно представить многие любимые нами кинофильмы. Он безусловный классик, его мелодии буквально по первым двум нотам узнает каждый. И он сейчас один такой.

Мне посчастливилось работать с этим великим композитором над фильмом «72 метра». Интересно, что это единственный, исключительный случай в моей жизни, когда в процессе съемок у меня вообще не было идеи для музыки. И вот я уже смонтировал картину, продюсеры просили меня показать материал, но откуда взять музыку? Беру с полки первый попавшийся диск. На нем — саундтрек Эннио Морриконе к ленте «Малена», которую я тогда еще не видел. Я поставил запись и вдруг понял, что это идеальный вариант для моего кино! Помню, всю ночь не спал, ждал, когда в монтажной соединят звук с изображением.

Я не знал, что мне делать, ведь о том, чтобы музыку для моего кино написал сам Эннио Морриконе, я и не мечтал. Но продюсеры оказались менее пессимистичными. Увидев материал, они попросили меня написать композитору письмо.

Я долго размышлял, какие слова подобрать. Тогда мы с моей женой решили, что напишем ему очень короткое письмо. До сих его помню: «Здравствуйте, Эннио, я режиссер из России Владимир Хотиненко, снимаю фильм про гибель подводной лодки. В вашей музыке есть красота и надежда, и это именно то, что нужно для моей картины и моей страны». Сработало.

Уже в процессе работы объясняли ему, что снимаем фильм не про «Курск». Но память о трагедии тогда еще была свежа, и Морриконе с его женой переживали за погибших на подлодке ребят так, как будто это были их собственные дети. Мне сложно описать, как глубоко они восприняли эту трагедию. Думаю, что музыка к картине получилась такой пронзительной и точной именно потому, что Эннио писал ее, думая о погибших на «Курске». Он сочинял в их честь.

Помню, как примерно через пару месяцев после обсуждения первых деталей мы прилетели к Эннио в Рим. Познакомившись, мы разговаривали минут десять. Я сказал: «Эннио, я поставил в материал музыку из фильма «Малена». А он мне сразу в ответ: «Наверное, эту?» Сел за рояль и сыграл именно тему, которую я и приметил.

В связи с тем, что у Эннио было условие — записывать музыку к фильму со своим оркестром, неделю мы жили в Риме. Однажды сидим, пишем, решили выпить кофе. Морриконе сидит на диванчике, а я стою перед ним и вдруг понимаю, что на моем месте был Серджио Леоне и многие другие великие режиссеры. Спрашиваю: «Эннио, для Леоне ты как писал музыку?» — «Он попросил меня просто написать хорошую музыку, а он сам ее поставит куда нужно», — отвечает маэстро. Я говорю: «Давай мы по этому методу и будем работать» — «Хорошо, но финальную часть я напишу уже под изображение». Так родилась поэма для заключительной части фильма.

Позже Эннио стал приезжать в Россию с концертами, и сегодня для нашей публики он уже родной. Но зрители, конечно, не знают его как человека. Мое счастье в том, что я имел возможность лично общаться с живым гением и смог узнать его с других сторон, подчас весьма неожиданных. Чего стоит только одна его любовь к шахматам! С особой гордостью он показывал мне записи своих партий. У него даже была ничья с Борисом Спасским, чемпионом мира. А когда ему подарили доску с автографом другого нашего чемпиона — Анатолия Карпова, он был счастлив до безумия.

Помню, когда мы уже записали музыку, он пригласил нас с супругой пообедать и вспомнил слова про надежду из моего письма… А еще я ему спел русскую песню «Черный ворон», а он в ответ — итальянскую песню, с которой солдаты уходили на войну.

В юбилей хочу пожелать ему и его близким здоровья, как можно меньше ненужных волнений и неиссякаемого вдохновения. Морриконе — фантастический человек Ренессанса, обладатель необычайного уникального таланта. Дай Бог, чтобы он радовал нас им как можно дольше.

Автор — режиссер, народный артист России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир