Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кино — организм, который постоянно меняется. Что будут смотреть зрители будущего, сегодня можно только предполагать, это в большей степени зависит от того, что произойдет с миром. Кино — самое современное из искусств, всё в нем происходит естественным путем, это одновременно и социальный, и технический вид искусства, потому что всякая технологическая новация в нем приводит к новым средствам выражения.

Например, появились современные средства связи, и на телефон сегодня каждый может снять свой собственный фильм. То есть кино, с одной стороны, приблизилось к традиционным видам искусств, к живописи, например, когда человек может взять в руки карандаш, кисть, чтобы нарисовать картину, а с другой стороны, очевидно, что современное кино невозможно без технического развития.

Углубляет ли это его содержание? Нет. Содержание просто не успевает за прогрессом. Человек потерял над ним контроль, ведь обычный гражданин понятия не имеет, из чего сделан его смартфон. Выключат свет — и все мы беспомощны. А дрова пилить никто уже не умеет…

Кстати, в кино в 3D пока не появилось ни одной хорошей картины. Конечно, мы будем догонять прогресс, но постепенно, Возможно, в будущем родится какой-нибудь талантливый человек и тогда наступит триумф 3D, но это — будущее.

Изменилось не только производство кино, но и способ его смотреть. Кино, которое мы любили, на котором воспитывались, смотрели в зале, что называется, чувствуя соседа. Необходимым считалось некое соборное восприятие фильма, общая объединяющая энергия. И — никакого попкорна. Сегодня всё по-другому. Боюсь, что пантеон кинематографической соборности уже закрыли и ключи выбросили, такого кино больше не существует. Сейчас в кинотеатрах идет мало серьезных фильмов, картина превратилась в аттракцион. И в кино ходят как на шоу.

Я не посыпаю голову пеплом, потому что есть и другая сторона медали — кино превратилось в книгу, которую можно взять с полки и посмотреть. Поменялось восприятие, форма. Я сам за неимением времени смотрю фильмы за монитором компьютера, хотя предпочитаю всё же делать это в кинозале.

Еще одно позитивное веяние времени — появился сериал как современная форма в кинематографе. В Америке, например, в этой сфере происходят очень интересные процессы. Возникают серьезные дорогие проекты, у которых богатейшие возможности — в воплощении романной формы, например. У кино в этом плане есть серьезные  ограничения, у сериалов их меньше. Значение сериалов признают все, в том числе и те, кто раньше не считал их искусством. В Америке, например, было два параллельных мира: мир киноактеров и телевизионных актеров, и эти миры никогда не пересекались. Сейчас эта замкнутость нарушена.

В кинематографе в большинстве случаев мы имеем дело с некими сложными внутренними социальными, историческими процессами. Появляются несколько человек, которые могут сформулировать, артикулировать и в художественной форме преподнести свое видение мира — они это делают и удивляют всех. Мне кажется, что в этом залог успеха, к примеру, того же азиатского или иранского кино. У нас в стране это якутский феномен. Ребята из Якутии за три копейки (они на самоокупаемости) снимают свое этническое кино про мир, в котором живут, и уже получают многочисленные призы. Удивительные всплески — не всегда им находится рациональное объяснение…

Автор — кинорежиссер, народный артист России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир