Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Коммунальный интерфейс: портал ГИС ЖКХ сделают удобным к 2021 году

После того как его заказчиком станет Минстрой, для системы создадут нового оператора
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Почта России» может перестать быть оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Это произойдет в случае, если заказчиком системы вместо Минкомсвязи станет Минстрой, рассказал «Известиям» замглавы ведомства Андрей Чибис. ГИС ЖКХ — платформа, призванная сделать рынок прозрачнее и объединить граждан, органы власти, управляющие и ресурсоснабжающие организации. Систему создали в 2014 году по поручению президента, но пока она работает с многочисленными сбоями. Исправить все недочеты планируется к 2021 году.

Минстрой должен стать новым заказчиком ГИС ЖКХ с марта 2019 года. Соответствующий законопроект разрабатывается по итогам поручения вице-премьера Виталия Мутко. Ведомство будет отвечать за доработку и настройку системы. 

— Речь идет о создании нового оператора, правительство будет определяться, каким образом он будет структурирован. Это будет отдельная структура, в том числе, возможно, с участием «Почты России», — рассказал «Известиям» замглавы Минстроя Андрей Чибис. По его словам, сделать систему по-настоящему «дружественной», удобной для пользователей, до 2021 года — вполне реалистичный план.

В национальном почтовом операторе «Известиям» сказали, что смена госзаказчика не влечет за собой смену оператора системы. «Почта России» продолжит выполнять обязанности оператора, предписанные законодательством, а именно: обеспечение эксплуатации и модернизации системы», — отметили в организации. В Минкомсвязи не ответили на запрос «Известий». Один из участников рынка сказал «Известиям», что несколько месяцев назад «Почта России» обсуждала создание совместного предприятия с одной из компаний.

ГИС ЖКХ — это единый интернет-портал в сфере коммунального хозяйства, созданный по поручению президента 21 июля 2014 года. Он призван сделать сферу ЖКХ для граждан проще, в частности, предоставлять целый спектр услуг: оплату счетов за ЖКУ; ввод и проверку показаний счетчиков; направление жалоб чиновникам; участие в совместных электронных голосованиях и обсуждение вопросов и проблем с соседями на форуме. На портале можно посмотреть информацию о госпрограммах, поставщиках услуг, проводимых в доме работах и начисленных платежах.

Разработчиком пилотной версии выступал «Ростелеком». Некоторые участники рынка, пожелавшие остаться анонимными, предположили, что компания снова может подключиться к этой работе. В «Ростелекоме» отказались от комментариев.

— Система перспективная и нужная, но есть сложности. В каждом регионе действует собственная биллинговая система взаиморасчетов с пользователями, с которой ГИС ЖКХ не всегда хорошо увязывается. В результате возникает много технических ошибок, — сказал один из собеседников «Известий» на рынке. 

Сведения в систему вносят граждане, органы власти, ресурсоснабжающие организации, УК, ТСЖ и ЖСК. Перечень информации, которую субъекты и граждане обязаны вписывать в эту базу, необходимо сокращать, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Потребителям услуг приходится заполнять более 100 позиций, это требует времени и квалификации. 

Кроме того, управляющие и ресурсоснабжающие компании несут дополнительные затраты, которые не компенсируются из тарифов, говорит эксперт. Многие организации нанимают специалистов для оказания услуг по заполнению базы. Например, фонд капремонта Саратовской области в июне объявил конкурс по передаче данных фонда в ГИС ЖКХ в течение шести месяцев на сумму 1,3 млн рублей, следует из информации на портале госзакупок. Для сравнения: замена лифта стоит в среднем около 2 млн рублей. А «Мособлгаз» потратит 6 млн рублей на услуги по изменению своей информационной системы для интеграции с ГИС ЖКХ и подмосковной ЕАИС ЖКХ. 

Как следует из материалов Счетной палаты за февраль 2018 года, с которыми ознакомились «Известия», изначально на развитие портала закладывался 861,6 млн рублей (из них на создание за 2014 год — 328,3 млн рублей и на эксплуатацию до 2017 года — 533,3 млн рублей). На момент проведения проверки сумма договоров, заключенных «Почтой России» с разработчиком «Лабораторией новых информационных технологий» («Ланит»), составила 2,3 млрд рублей. Из них на создание пошли 1,3 млрд рублей и 1 млрд рублей — на эксплуатацию. Таким образом, на тот момент затраты превысили первоначальные расчеты на 167%.

Гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин не удивлен такому завышению.

— Это очень большая и сложная информационная система, которая не может стоить дешево. И сегодня она всё еще требует серьезной доработки, — отметил эксперт.

Как рассказали в «Почте России», сейчас в системе зарегистрировано 92 тыс. организаций, опубликована информация о 1,4 млн многоквартирных домов, 18 млн жилых домов. В октябре в ГИС ЖКХ размещено более 100 млн платежных документов, 3 млн граждан воспользовались своими личными кабинетами. С этой базой интегрированы 4 тыс. информационных систем и 1,2 тыс. из них передают информацию постоянно, в том числе все банки, отметили в организации.

 

Прямой эфир