Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Автомобильное пике: продажи новых машин упадут впервые за два года

Среди причин — скачок цен на новые модели на фоне повышения НДС и рост ставок по кредитам
0
Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Продажи новых автомобилей в России упадут в начале 2019 года на 5–10%, рассказали «Известиям» крупнейшие автомобильные дилеры и эксперты рынка. Это произойдет впервые с февраля 2017 года. Среди основных причин изменения динамики — вероятный скачок цен на машины на фоне повышения НДС и увеличение ставок по кредитам. В последние два года правительство активно стимулировало рынок с помощью госпрограмм, но на 2019-й новых мер поддержки спроса пока не планируется, сказали «Известиям» в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Козака. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) Олег Мосеев считает, что в Минпромторге, отвечающем за автопром, понимают опасность падения продаж, но пока рынок растет, убедить кабмин в необходимости мер поддержки достаточно сложно.

Сила господдержки

В предыдущие годы государство направляло миллиарды рублей на поддержку спроса на автомобили, но всё же он сокращался на фоне роста рынка. Так, в 2017 году на эти меры было выделено 62,3 млрд рублей, на 2018 год было заявлено 34,4 млрд рублей. Из списка мер убрали программу обновления автопарка (утилизация и trade-in), сделав ставку на адресные программы («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и т.д.). Но выделенные средства по этим двум программам были освоены уже в середине мая. 

После двух лет внушительного финансирования господдержка на следующий год может быть сокращена. Так, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял в сентябре, что государство направит на программы стимулирования спроса на новые автомобили в 2019 году только 10 млрд рублей. Сейчас в Минпромторге не комментируют объемы поддержки на следующий год. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака сказали «Известиям», что на 2019 год новых мер поддержки спроса пока не планируется. Будут ли продлены старые программы, он не уточнил.

Глава ассоциации РоАД Олег Мосеев уверен, что в Минпромторге понимают опасность падения продаж. Но пока рынок растет, убедить Минфин и другие ведомства в необходимости мер господдержки сложно.

— Вернуться к диалогу о каких-либо программах поддержки возможно будет только после того, как рынок покажет минус, — сказал он.

По словам эксперта, рынок стимулируют две программы — обновления автопарка и субсидирование ставки по кредитам. Но в последнее время власти говорят, что если и вернутся к программам, то необходимы новые подходы.

Падение и взлет 

Продажи новых автомобилей в целом по 2017 году, несмотря на падение месяц к месяцу в январе и феврале, выросли на 11,9%, до 1,6 млн штук, сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По итогам 2018 года, по оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, рынок вырастет на 10–12%. А в АЕБ в 2018 году ждут 13-процентного увеличения и продажи 1,8 млн автомобилей. 

— Но в начале следующего года можно ожидать спада продаж к прошлогодним показателям. Скажется сезонность: в январе и феврале спрос всегда невысокий, сыграет роль и дальнейшее повышение цен из-за роста НДС, — пояснил Сергей Удалов.

Спад продаж новых автомобилей в России в I квартале 2019 года может составить 10–15% к аналогичному периоду 2018 года, а в январе падение прогнозируется даже выше 20%, рассказал «Известиям» аналитик «Автостат Инфо» Александр Климнов. Член правления крупного дилера «Автомир» Алексей Пономарев оценивает спад в 5–10%. В крупнейшем автодилере «Рольф» ожидают существенного замедления динамики рынка в 2019 году. 

— Наиболее сложной ситуация будет в I квартале. Негативным фактором будет рост цен на автомобили: в будущем году НДС увеличивается с 18 до 20%, и автопроизводители будут вынуждены заложить эти издержки в стоимость продукции, — отметил директор по развитию бизнеса Владимир Мирошников. — Изменения курса рубля также могут повлиять на цены на автомобили. В то же время автопроизводители, наученные опытом прошлых лет, в любом случае будут повышать цены постепенно, шаг за шагом. Но в среднесрочной перспективе все они неминуемо переложат рост своих издержек на покупателя.

Дилеры также отмечают влияние на цены роста ставок по потребительским, в частности автомобильным, займам. Если они пойдут вверх, то это негативно отразится на спросе.

— Сейчас в «Автомире» около половины сделок по новым машинам совершается с привлечением займа, в случае повышения ставок эта доля будет меньше. Особенно это отразится на брендах в массовом сегменте, — отметил Алексей Пономарев.

Перспектива повышения НДС давит на рынок, и те, кто откладывал покупку машины или колебался, пошли в автосалоны, говорит Александр Климнов.

— Будущий спрос выбирается сейчас. Его подталкивает постепенный рост цен, который превысил в 2018 году уже 10%, отметил он. Алексей Пономарев прогнозирует, что до конца года цены вырастут еще на 2–4%.

На повышении спроса сказывается и необходимость обновления автопарка, отмечает Александр Климнов. Но, по словам Сергея Удалова из «Автостата», у населения не так много свободных денег, чтобы повторить ажиотаж конца 2014-го. Тогда на фоне падения рынка на 10% продажи в декабре превысили прошлогодний уровень. Люди опасались повышения цен из-за девальвации рубля.

Стратегией развития автопромышленности по итогам 2019 года предусмотрен рост рынка на 5–8%, сообщили в Минпромторге. Это существенно меньше, чем в нынешнем году. По мнению Сергея Удалова, рынок в следующем году останется на уровне 2018-го, но он также допускает его рост лишь до 5%. В «Автомире» и «Рольфе» говорят о сохранении показателей в 2019 году на нынешнем уровне. 

 

Прямой эфир