Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В обход депутатов: правительство будет управлять нацпроектами вручную

Рассматривать перераспределение бюджетов приоритетных программ в Госдуме не будут
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительству дадут возможность самостоятельно, без участия Госдумы, перераспределять деньги, заложенные в бюджет для реализации нацпроектов. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Минфина. Там отметили, что для изменения запланированных расходов потребуется согласие президиума Совета при президенте, а необходимости одобрения соответствующих поправок парламентом больше не будет. Это позволит более эффективно управлять нацпроектами, считают в министерстве. В Госдуме поддерживают новацию. По мнению экспертов, она позволит быстрее принимать решения, однако нововведение создает риски лоббизма тех или иных интересов. 

Свобода правительству

Разрешение кабмину не согласовывать с Госдумой перераспределение денег на нацпроекты будет зафиксировано в бюджетном законодательстве, уточнили «Известиям» в Минфине. Когда именно это произойдет, в пресс-службе не сказали. По действующим правилам, изменение расходов казны должно быть одобрено депутатами в трех чтениях, а также Советом Федерации. Согласно новой практике, чтобы переместить деньги между нацпроектами, правительству нужно будет получить одобрение президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. В него входят, в частности, премьер-министр Дмитрий Медведев, помощник президента Андрей Белоусов, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов и др. Таким образом, правительственным поправкам о перераспределении средств нацпроектов не придется проходить три чтения в Госдуме, а затем получать одобрение в Совфеде.

Также правительство получит возможность перераспределять деньги на нацпроекты, выделенные регионам в рамках трансфертов. Для этого потребуется согласование трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, добавили в Минфине.

В пресс-службе Госдумы не ответили на вопрос «Известий», поддерживают ли там предоставление большей независимости правительству в управлении нацпроектами. В пресс-службе Совета Федерации запрос «Известий» переадресовали в профильный комитет по бюджету и финансовым рынкам. Там вопросы «Известий» оставили без ответов.

Ранее председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров высказывался за предоставление правительству «большей гибкости» в перераспределении бюджетных средств для нацпроектов. В рамках своего выступления на первом чтении проекта бюджета на 2019–2021 годы он обещал внести такое предложение в Госдуму на рассмотрение. 

Оперативное управление

Своего рода ручной режим управления деньгами бюджета позволит более эффективно контролировать реализацию нацпроектов, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, в ходе реализации госпрограмм могут возникать непредвиденные обстоятельства. Например, незапланированно приостанавливается стройка какого-нибудь объекта, хотя средства на него в бюджете уже предусмотрены. Относительная свобода в перераспределении денег позволит правительству оперативно перебросить их с одного мероприятия на другое, объяснила эксперт преимущества нового механизма управления программами.

Кроме того, нынешние нацпроекты — это уже не просто инструмент финансирования тех или иных сфер, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Их новый формат решает конкретные задачи, например, роста продолжительности жизни. Длительные процедуры согласования изменений в бюджете могут этому препятствовать, добавил он. К тому же, отныне федеральные министры и губернаторы будут нести персональную ответственность за достижение целей, поставленных президентом. Следовательно, для них растут риски, и это требует большей независимости в принятии решений, подчеркнул экономист.

В ближайшем трехлетнем цикле в бюджете предусмотрены 5,6 трлн рублей на план развития магистральной инфраструктуры и 12 нацпроектов — «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт», следует из пояснительной записки к документу.

Впрочем, по мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, 5,6 трлн рублей не хватит для реализации программы, исходя из текущей версии паспортов нацпроектов. Суммарно недостает около 1,2 трлн рублей на ближайшие три года, отмечал он. И если не найти эти деньги, придется корректировать сами программы, предупредил Алексей Кудрин.

Место для лобби

Возможность изменять структуру трат в обход депутатов создает риски лоббизма, добавила Александра Суслина. Когда поправки в бюджет рассматривались Госдумой в трех чтениях, общественность могла реагировать на изменения главного финансового документа страны. Теперь режим корректировок нацпроектов потеряет свою прозрачность — решения будут приниматься фактически в узком кругу, объяснила экономист. Это может создать условия для лобби инвестиций в одни проекты в ущерб другим, предупредила она. Такие риски действительно есть, согласился с мнением Александры Суслиной Александр Дерюгин. Однако они существуют и сейчас, поэтому вряд ли что-то принципиально изменится, полагает эксперт.

Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин отмечал, что на 65% заявленных показателей нацпроектов пока не выработано методик расчета. Это, по его мнению, существенно затрудняет их мониторинг. Большая часть методик планируется к разработке в конце 2019 года, добавил чиновник.

Как заявлял министр финансов Антон Силуанов, создается специальная система отслеживания выполнения нацпроектов. Она предусматривает стратегический мониторинг, который будет проводиться два раза в год, а также оперативный мониторинг, позволяющий проверять реализацию нацпроектов практически в режиме онлайн.

 

Прямой эфир