Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Главком ВМФ РФ прибыл в Китай на симпозиум ВМС стран западной части Тихого океана
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
Военкор RT рассказал об идее создания Ереминым мурала в аэропорту Донецка
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Уровень воды в реке Ишим достиг 997 см и побил рекорд семилетней давности
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одним из самых амбициозных «космических» проектов России сегодня является «Сфера» — созвездие аппаратов глобальной системы связи и дистанционного зондирования Земли. В рамках проекта предполагается нарастить спутниковую группировку до 600 спутников, создать сверхтяжелую ракету и реализовать пилотируемую программу (скорее всего, речь идет о связке ракеты-носителя «Союз-5» и пилотируемого космического корабля «Федерация»). Всё это должно быть сделано до 2024 года, в течение ближайших шести лет. «Известия» изучили возможности реализации проекта.

По состоянию на конец I квартала 2018 года в мире работало 1886 космических аппаратов на орбите Земли. Разбивка по странам следующая: США — 859 аппаратов, Китай — 250, Россия — 146, остальные страны — 631 аппарат. Число в 600 спутников выглядит реалистичным, но для этого России нужно увеличить количество аппаратов на орбите примерно вчетверо, при этом США мы всё равно не догоним, у них только коммерческих спутников без малого 500.

Запуск ракеты-носителя «Союз-5» с космодрома Байконур

Запуск ракеты-носителя «Союз-5» с космодрома Байконур

Фото: Global Look Press/Bill Ingalls

До 2018 года программа «Сфера» не упоминалась. Ранее говорилось только о проекте «Эфир», разрабатываемом «Российскими космическими системами». Та разработка была гораздо более массовой и всеобъемлющей, предполагалось создание всероссийской системы связи, для чего требовалось использование спутников как низкоорбитальных, так и стационарных, а также сотовые сети и атмосферные спутники — электросамолеты-беспилотники, способные месяцами летать в атмосфере на большой высоте.

Спустя два года появилась новая концепция, продолжающая тему «Эфира». Специалисты «Роскосмоса» предложили создать российскую глобальную спутниковую систему связи под рабочим названием «Глобальная многофункциональная инфокоммуникационная спутниковая система» (ГМИСС). Именно в таком виде в конце прошлого года ее и утвердила правительственная комиссия под руководством Дмитрия Медведева.

Окончательный облик спутниковой группировки «Эфир», способной обеспечить всю Россию связью и интернетом, определился к маю 2018 года. На тот момент предполагалось, что она будет состоять из 288 спутников с орбитой высотой 870 км и обладать способностью работать даже в случае отключения земной инфраструктуры. Согласно презентации, эта система «могла бы одновременно обеспечивать связью 10 тыс. единиц подвижных объектов транспорта, 10 тыс. точек коллективного доступа в интернет, 10 млн абонентов персональной связи и обеспечить порядка 1 млрд транзакций в сутки по защищенным каналам с минимальными задержками сигнала — от 5 до 15 миллисекунд».

Десять тысяч точек доступа — это, конечно, совсем не «обеспечить всю страну интернетом», но тоже вполне себе результат. Если использовать ее исключительно в государственных целях, то заявленных мощностей может хватить. Вопрос скорее в финансовых возможностях государства запустить и поддерживать подобную структуру. На тот момент предварительно озвучивались потребные для системы $5 млрд (299 млрд рублей). Сумма серьезная, и в рамках бюджета нынешней Федеральной космической программы она найтись не может просто никак.

Стенд государственной корпорации «Роскосмос» в «ЭкспоФоруме»

Стенд государственной корпорации «Роскосмос» в «ЭкспоФоруме»

Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

Стоит напомнить, что принятая в 2015 году Федеральная космическая программа была значительно урезана в 2016-м и на данный момент составляет примерно 1,4 трлн рублей. Нужно понимать, что это деньги, выделенные всей российской космонавтике на ближайшие 10 лет. Тут и разработка будущих ракет и космических кораблей, и производство требуемых сейчас носителей, и строительство и обслуживание космодромов. Итак, после урезания бюджета были закрыты или сильно редуцированы практически все значимые научные проекты, осталось только самое нужное.

И вот есть идея создавать «Эфир», который стоит чуть меньше чем четверть всего федерального космического бюджета. Без дополнительных вложений выглядит такая задача абсолютно нереальной.

Рождение «Сферы»

Не успели все удивиться предложению глобального «Эфира», как было объявлено об еще более глобальной и серьезной программе «Сфера». По проекту количество спутников связи в группировке было увеличено в более чем два раза — до 640 искусственных спутников связи и дистанционного зондирования Земли.

Сдвинулись и даты, предполагается, что запуск первой части спутников произойдет уже в 2022 году. Всё же 600 с лишним космических аппаратов должны оказаться на орбите до 2028 года. Пока нет даже точных данных, из каких именно спутников предполагается создавать группировку. Но с учетом сроков, а до 2022 года осталось всего три года, резонно предположить, что придется опираться на уже существующие аппараты. По некоторым предположениям, за основу могут взять космические аппараты серии «Гонец», сейчас такие используются для создания и поддержания российской многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС).

Президент РФ Владимир Путин отвечает на вопросы россиян во время ежегодной специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным»

Президент РФ Владимир Путин отвечает на вопросы россиян во время ежегодной специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным»

Фото: пресс-служба администрации президента РФ/kremlin.ru

Стоимость одного такого аппарата сильно колеблется в зависимости от его модификации и для версии «Гонец-М» составляет в настоящее время от 500 млн рублей до 1 млрд. Даже если учесть эффект от масштаба, себестоимость только самих спутников системы «Сфера» может легко уйти за $5 млрд, вместе с разработкой, запусками и обслуживанием цена такой спутниковой группировки становится совсем заоблачной и космической.

А как у них?

Есть подобные проекты и вне России. Наиболее известны два, это Starlink от компании SpaceX под руководством миллиардера Илона Маска и OneWeb — британский проект, инвесторами которого выступают Airbus Group, Bharti Enterprises, Hughes Network Systems и другие крупнейшие компании. Если сравнивать с российским, то основное отличие в том, что зарубежные орбитальные группировки в первую очередь отличаются наличием хоть какой-то бизнес-модели.

Разнятся и источники финансирования. Для SpaceX это деньги самой компании и из других проектов Илона Маска, а также всё, что удастся насобирать у потенциальных инвесторов. У OneWeb еще круче — целый конгломерат коммерческих компаний. В случае же «Сферы» малореально, чтобы в создание вложился еще кто-то, помимо государства и подконтрольных ему компаний. Кроме того, бизнес-модель российского проекта пока вообще непонятна. Да и бизнес ли это или просто государственный проект с неясной до конца полезностью.

Отдельно стоит отметить, что зарубежные проекты стартовали достаточно громко под популистскими лозунгами «Интернет в каждый дом». Но после первого запуска компании SpaceX в феврале 2018 года, когда были выведены на орбиту два тестовых спутника, всё затормозилось. В настоящее время на конец 2018 года стоит первый запуск спутников проекта OneWeb с космодрома Куру во Французской Гвиане, но судя по отсутствию новостей, особенно касательно участия «Роскосмоса» в этом проекте, и у британцев тоже не всё так гладко и быстро.

SpaceX успешно запустила спутник PAZ на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии

SpaceX успешно запустила спутник PAZ на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии

Фото: Global Look Press/SpaceX

Для того чтобы в проект захотели вложиться сторонние компании, требуется прозрачная модель, четкая и грамотная юридическая платформа и прописанный бизнес-план. А вот с этим пока у проекта «Сфера» всё не очень здорово.

А зачем?

Информации по проекту почти нет, она обрывочна и неточна, хотя до старта его реализации осталось совсем немного времени. Недавно о проекте «Сфера» в рамках телевизионной программы «Большая игра» рассказал Дмитрий Рогозин, руководитель «Роскосмоса». Понятно, что в прямом эфире достаточно сложно подобрать аргументы и рассказать обо всех особенностях программы, но то, что услышали зрители, было достаточно странным.

Предполагается, что при помощи проекта «Сфера» можно будет пересчитать все деревья в лесных массивах России и решить имеющиеся кадастровые проблемы, прямо из космоса проверив границы земельных участков. Кроме того, организовать визуальное наблюдение строительства крупных объектов, таких как Крымский мост.

Считать в Сибири елки — дело, конечно, важное и нужное, но требуется ли для этого разворачивать беспрецедентную по количеству и по цене спутниковую группировку, решительно непонятно. С этой задачей люди могут справляться и без космических аппаратов, а дополнительная точность подсчета не выглядит солидным аргументом. Кроме того, с этим могут справиться и спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) при значительно меньшем количестве, пусть и не так быстро.

Такие же слова можно сказать и об остальных аргументах. Безусловно, это всё полезные вещи, но тратить от трети до половины Федеральной космической программы, не имея четкой, важной и сверхполезной цели, тоже выглядит странно. Не хотим же мы запускать спутники чисто ради запуска.

Дмитрий Рогозин - руководитель государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

Дмитрий Рогозин, руководитель государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

Фото: REUTERS/Yuri Kochetkov/Pool

Остается связь и интернет. Еще пару лет назад стоило бы сказать, что со дня на день придет «Интернет вещей» и изменит ситуацию в корне, но годы идут, а «Интернет вещей» пока всё так же остается ближайшим, но всё никак не наступающим будущим. Проблема с обычной связью и мобильным интернетом в том, что в настоящее время в России мобильный интернет достаточно дешев и распространен, нет большого спроса на нового оператора, так или иначе мобильный интернет есть практически везде, кроме совсем уж отдаленных и нежилых уголков нашей Родины, где редкие нуждающиеся в нем вахтовики и полярники располагают спутниковыми терминалами.

Поэтому до того, как приступить к созданию орбитальной группировки «Сфера», ее создателям предстоит сначала доказать самим себе и правительству Российской Федерации необходимость создания подобного проекта. Пока же аргументы в пользу запуска аж 600 спутников выглядят не очень убедительно. При наличии же четких аргументов есть шанс, что проектом заинтересуются сторонние инвесторы. В общем, впереди огромное количество дел и очень мало времени.

Пока же этого не произошло, для большинства людей проект «Сфера» выглядит способом выбросить в космос единовременно очень и очень много денег. А их Федеральной космической программе и так не хватает.

 

Прямой эфир