Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Общество
В Москве зафиксировали самое холодное 7 мая за последние 25 лет
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

«Успех в рок-н-ролле — это испытание на прочность»

Лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко — о юбилее, старых альбомах и новых выразительных средствах
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня Илье Лагутенко исполняется 50 лет, и в этот же день 35-летие отмечает его группа «Мумий Тролль», в нашей стране известная, возможно, больше, чем книга Туве Янссон. 16 номерных альбомов и десятки релизов, создание своего музыкального языка (перенять его пробовали многие, но ни у кого не получилось), защита амурских тигров — всё это в активе артиста. Накануне двойного рок-н-ролльного юбилея обозреватель «Известий» побеседовал с Ильей Лагутенко и расспросил о праздничном концерте, возобновлении фестиваля V-ROX во Владивостоке и новых музыкальных тенденциях. 

— В детстве я наткнулся на фразу: «Басисту The Rolling Stones идет к пятидесяти». Мне тогда показалось странным, как рок-музыканту может быть столько лет. Сейчас многие герои нашей с вами юности разменяли шестой, а то и седьмой десяток. У вас есть какое-то определенное состояние, навеянное этой датой?

— Это, конечно, забавно, что многие наши рок-кумиры 1970–1980-х не то что еще живы и не забыты, а вполне творчески амбициозны и радуют концертами, работой. Как же все-таки время расставляет свои акценты... Не перестаю этому удивляться! Помню все залихватские слоганы типа «Живи быстро — умри молодым», а теперь те же The Rоlling Stones стали примером того, как можно жить не медленно и быть в прекрасной форме. Рок-чудеса, да и только!

— В начале карьеры вы отчасти, как мне казалось, выстраивали свой имидж, манеру общения с прессой по неким западным образцам, ориентировались на людей, чьи записи слушали и чьи интервью читали. На каком этапе пришло понимание того, что вы сами уже стали объектом для подражания?

— Я не могу сказать, что мне приходилось выстраивать что-то подобное. Дело в том, что «Мумий Тролль» обрел широкую популярность в очень подходящее для себя время. Уже не было «совковых» формальностей, в которые надо было встраиваться, будь ты подпольный артист или самый что ни на есть официальный. Но еще и не сложились какие-то рецепты локального шоу-бизнеса.

Я мыслил всего лишь идеалистическими представлениями о рок-группах. Когда для тебя главное — сделать хороший альбом, а с остальным можно разобраться попутно. У нас в те времена не было доступа к бульварной прессе. Знания об артисте основывались непосредственно на музыке и фото с обложки пластинок. Это я и считал главным.

Что касается всей остальной деловой активности, то мне очень пригодилась работа переводчиком. Я много лет переводил переговоры на китайском и английском, и это был бесценный опыт налаживания общения очень разных людей.

— С успехом, популярностью, пожалуй, всё ясно. Что оказалось для вас самым большим разочарованием в тот момент, когда стало понятно, что «Мумий Тролль» — одна из главных групп страны и Рубикон перейден?

— Обманы, подлости, предательства и просто разгильдяйство и пофигизм отдельных в прошлом близких мне людей. Успех в рок-н-ролле — это большое испытание на прочность. В том числе физическое и моральное. Мне всегда казалось, что прорываться нужно не в одиночку, а «бандой». Но, к сожалению, приходится признать, что это еще более сложная задача. И часто единственный выход — брать на себя и ответственность, и решения. В общем, всё.

— Сейчас вы можете испытать тот же восторг, что посещал вас в детстве, когда вы слушали музыку или только начинали или даже готовились ее играть?

— Да, конечно. Вернее, я бы сказал, что у меня стало больше опыта в оценке своих эмоций, и если что-то по настоящему «мается» у меня или других, то я этому искренне радуюсь.

— Борис Гребенщиков, судя по его программе «Аэростат», не утратил восторженного состояния следопыта, ищущего новое. В его плейлистах соседствуют и совсем свежая музыка, и то, что уже стало классикой рока. Есть ли музыканты, которые остались с вами навсегда и в чьих давних альбомах есть что-то до сих пор необъяснимое для вас, как для музыканта?

— Интересный вопрос. Оглядываясь назад, я понимаю, что все свои любимые альбомы я до сих пор переслушиваю. С одной стороны, там обычный набор меломана прошлого века: Queen, Pink Floyd и т.д. Потом знаковые коллективы субжанров и разных времен — от Depeche Mode, Icehouse, Happy Mondays до наших «Аквариума» Бориса Гребенщикова и «Центра» Василия Шумова.

Необъяснимым всегда является то единственное настроение и мировоззрение артиста, которое получается выразить только ему и никому другому. Потому что он не такой, как все, — и не такой, как ты. Мне нравится, например, творческое наследие не очень известной российским меломанам группы Japan. Все альбомы у них разные, у всех участников есть сольные работы, они всегда на грани каких-то замысловатых экспериментов, но при этом очень близкие мне как слушателю.

— Несколько лет подряд вы проводили во Владивостоке фестиваль V-ROX, который уже, видимо, стал историей. Это произошло из-за отсутствия инвестиций или вы поняли, что сама идея донести хорошую музыку до слушателя и планы на то, чтобы ее больше стало в эфире, потерпели фиаско?

— С моими коллегами по V-ROX мы в этом году приняли непростое решение о приостановке деятельности фестиваля в том виде, в котором нам удавалось его проводить в течение пяти лет. Несмотря на успех фестиваля у публики и общественное признание, последние два года были связаны с непрекращающимися финансовыми трудностями. При этом мы отдаем себе отчет в том, как сложно развиваться Дальневосточному региону, несмотря на уникальное географическое положение, богатство природы и статус «порто-франко» у Владивостока. Очевидно, задуманный мною формат международного креативного форума и фестиваля в области творческих инициатив несколько опередил свое время.

Но, как говорится, нет повода вешать нос. Другие времена — новые формы. Сегодня уже есть вполне оформившиеся идеи и планы на V-ROX-2019. Думаю, что вместо формата городского праздника, который оказался очень ресурсозатратным, мы будем больше думать о точечных творческих событиях и формировании человеческого креатива Владивостока. Извините, выразился несколько витиевато, но предельно ясно для себя.

— Всё понятно. Как-то БГ сказал о «МТ»: дескать, ему нравится ваша музыка, но он не понимает, о чем вы поете. Вы весело заметили, что это добрая месть за бдения нашего поколения над альбомами «Аквариума». Как вы думаете, кто, кроме вас и БГ, стал создателем подобного или просто интересного вам музыкального языка?

—Я думаю, что мы все-таки тут меряем не чисто музыкальным языком, а как раз волшебством, когда удается органично и оригинально связать поэзию, музыкальное полотно и уникальное исполнение. И это никак не поддается так называемым каверам других исполнителей. Ну и, кроме того, еще и не вписывается в формат. То есть это очень личные и при этом выверенные логически вещи.

И тут, к сожалению, я признаю, что за последние 10 лет мне не удалось отыскать на родимых просторах нового исполнителя, который бы так прочно вошел со своими песнями в мою жизнь, как это сделало рок-подполье 1980-х. Ну, вот группа «Сансара» с Урала только, наверное.

— К определенному возрасту многие ваши коллеги уходят от привычных выразительных средств и ищут их в других жанрах. Макаревич играет джаз, Мазаев обращается к советской песне. У вас не возникало мысли сделать что-то подобное?

— Моя проблема в том, что эту страсть — «попробовать себя в разных жанрах» — я тяну через всю свою жизнь. Мне очень дорог проект КЕТА, это такой «электро-амбиентный романс» в моем понимании. Мы выпустили единственный альбом несколько лет назад. Но, конечно, груз популярности «Мумий Тролля» давит на слушателя.

Людям трудно воспринимать артиста в кардинально ином жанре. Для этого нужно время и упорство, причем и артисту тоже. Мне сейчас очень нравится, как молодые (и не только) музыканты переосмысливают инструментальную классическую музыку и джаз через применение новых технологий в звукозаписи и исполнении. Есть мысль сделать и такой проект.

— Если вы встречаетесь с явлениями, которые вам не близки (вспомним жаркие споры вокруг певиц Монеточки и Гречки), то сдерживаетесь и стараетесь не комментировать, чтобы вас не записали в «старики», или изучаете явление и используете какие-то находки?

— Я, в силу своего природного музыкального любопытства, внимательно слежу за новыми именами. Споры о каких-то тенденциях мне никогда не были интересны. Я больше поклонник того, что каждая попытка имеет право быть услышанной. И я пытаюсь помочь артистам в этом. Ту же Монеточку мы приглашали на один из первых V-ROX-ов.

Понимаете, самое интересное настает через определенное количество лет. Ну, знаете, истории из серии: «Помню, поехал я на каникулы в Ленинград, случайно познакомился с девушкой, пошли с ней на чью-то квартиру, там была вечеринка, и на кухне один кореец на гитаре играл, интересно так пел...» Понимаете, о чем я ? Это ж не купишь за деньги...

— В связи с датой от вас наверняка требуют не зажать день рождения. Отметите концертом или уедете куда подальше от друзей, гостей, поклонников?

— Вот уже много лет я предпочитаю отмечать какие-то личные события не в шумной компании, а в узком семейном и дружеском кругу. И нам, поверьте, всё равно, где быть — лишь бы вместе. А гостей и поклонников мы будем рады видеть 23 декабря. Устраиваем концерт и презентацию книги «Вахтенный журнал» в формате фанбук. Это сборник интересных историй, происходивших с поклонниками группы и связанных с творчеством «Мумий Тролль». Книга написана нашими поклонниками и издается с помощью краудфандинга. А в программе предновогоднего концерта — хиты, поздравления и хоровое пение: вспоминайте слова любимых песен и приходите подпевать нам.

Справка «Известий»

Илья Лагутенко окончил Дальневосточный университет по специальности «Страноведение».

Срочную воинскую службу прошел на Тихоокеанском флоте. В 1983 году организовал группу «Мумий Тролль». Снимается в кино. Почетный гражданин Владивостока. Представитель России в Международной коалиции по защите тигров.

 

 

Прямой эфир