Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Британскому певцу Брайану Ферри, одному из самых элегантных персонажей мировой рок-сцены, 26 сентября исполняется 73. Впрочем, имидж утомленного жизнью джет-сеттера, принятый им еще в 1970-е, идеально подходит и к «осеннему» возрасту. Более того, другие звезды, начинавшие карьеру одновременно с Ферри в 1970-е, вынуждены или пытаться следовать введенному им респектабельному сценическому дресс-коду, или превращаться в комических стариков в рваных джинсах и кожаных куртках. В день рождения Ферри «Известия» вспоминают, как вокалист Roxy Music сделал смокинг и сорочку с галстуком приемлемым выбором для настоящих рокеров.

Костюмчик новенький

Собственно, до исторического сезона 1967–1968 годов, когда Элвис вернулся к заждавшейся публике облаченным в кожаный доспех, Битлы отрастили бороды и вырядились в парчу и шелка, а «дети цветов» занялись любовью, а не войной, не снимая поношенных джинсов и футболок с политическими лозунгами, рок-н-ролльщики, по большей части, одевались достаточно неброско. Достаточно вспомнить отцов-основателей современной поп-музыки Билла Хейли и Бадди Холли, вообще, положа руку на сердце, напоминавших внешностью и манерой одеваться официантов ресторана средней руки (что впоследствии ехидно обыграл Квентин Тарантино в «Криминальном чтиве»), или тех же The Beatles в одинаковых пиджачках без лацканов.

Моду на «инкубаторские» костюмы, пошитые специально для всей команды, задали еще в 1950-е исполнявшие ду-воп американские вокальные группы; тренд сохранялся до середины следующего десятилетия. Ужасные волосатые хулиганы The Rolling Stones выделялись в первой половине 1960-х из общего потока тем, что смело выходили на сцену в разного кроя пиджаках, а то и вовсе без них — полосатый свитер Мика Джаггера вызывал едва ли не меньшее возмущение, чем сами «отвратительные кривляния вульгарных неисправимых негодяев».

Концерт группы Roxy Music. 30 октября 1973 года

Концерт группы Roxy Music. 30 октября 1973 года

Фото: Getty Images/Ian Dickson

Надо заметить, что в начале карьеры «роллинги» тоже носили одинаковые костюмы — переодел их в обычную ежедневную одежду менеджер Эндрю Луг Олдем. «The Beatles выглядят как часть шоу-бизнеса, и это важно для их успеха. Для успеха The Rolling Stones важно выглядеть так, словно к шоу-бизнесу они не имеют никакого отношения», — объяснял он.

Рецепт успеха по Олдему оказался долгоиграющим: после почти 10-летнего увлечения кафтанами и кружевами в середине 1970-х в рокерскую моду вернулись потертые джинсы, куртки-косухи и рубахи в клетку — постарались и панки Ramones, и честный рабочий парень Брюс Спрингстин. «Новые романтики», превратившие на несколько лет хит-парады Европы и США в подобие списка моделей Vogue, не смогли ничего с этим поделать: к концу декады даже Duran Duran выходили к публике в байкерских куртках. Впрочем, еще чаще они появлялись в строгих костюмах от известных итальянских дизайнеров — и здесь законодатели поп-моды 1980-х явно подражали перевалившему на пятый десяток Ферри.

Искусство подражания

Влияние Roxy Music и лично Ферри признавали самые неожиданные герои рока — от буйных панков Sex Pistols до мрачного мастера индастриала Трента Резнора. Странная смесь едва ли не фри-джазовых аранжировок, привычной для поп-музыки песенной структуры, ритмической монотонности краут-рока и изысканного шепчущего вокала Ферри одинаково нравилась в 1970-е и танцующей публике, и тем, кого сегодня, наверно, назвали бы хипстерами. Пикантности добавляли и тематика (в одной из самых известных песен группы, In Every Dream Home a Heartache, повествуется о влюбленном в надувную куклу безумце), и общая атмосфера декаданса, умело создаваемая Ферри.

Выходец из рабочего класса (его отец был шахтером), Ферри получил искусствоведческое образование и какое-то время серьезно занимался керамикой и дизайном — как ехидно говорил его друг, знаменитый дизайнер интерьеров Ники Хаслам, «если посадить Брайана в гостиничный номер, он не разнесет его вдребезги, как нормальная рок-звезда, а займется улучшением декора». К тому же природа одарила певца внешностью настоящего английского аристократа — с волевым подбородком, рублеными скулами и поволокой великосветского сплина в глазах.

Брайан Ферри во время концерта в Нью-Йорке. Ноябрь 1975 года

Брайан Ферри во время концерта в Нью-Йорке. Ноябрь 1975 года

Фото: Getty Images/Richard E. Aaron

Занятно, что после выхода первых записей Roxy Music среди американских поклонников бытовало мнение, что в группе поет женщина — обложки всех студийных альбомов группы оформлены соблазнительными фото красоток (включая подружек Ферри, легендарных Аманду Лир и и Джерри Холл, впоследствии жену Мика Джаггера). Недоразумение разрешилось после первого американского турне Roxy Music и выхода первых сольных альбомов Ферри, на конвертах которых он представал во всей своей респектабельной красе — белый смокинг, элегантно-небрежная прическа, томный взгляд.

Собственно, подражать утонченному декадансу Roxy Music музыкально решались немногие — Ферри всегда, и в группе, и соло, работал только с самыми лучшими; достаточно вспомнить, что сольные альбомы ему помогали записывать гитаристы Дэвид Гилмор и Джонни Марр, продюсеры Патрик Леонард и Ретт Дэвис, саксофонисты Масео Паркер и Кортни Пайн. Но имидж утомленного жизнью плейбоя попытались позаимствовать многие — особенно после того, как Ферри распустил в 1983 году Roxy Music и выпустил в свет два абсолютных шедевра, альбомы Boys And Girls (1985) и Bete Noire (1987).

На дворе стояла эра MTV, и в видеоклипах Ферри — всегда окруженный в кадре холодной красотой фотомоделей — представал абсолютным идеалом 80-х, мужественным, но ранимым; сексуальным, но очевидно недоступным. На фоне доминировавших в эфире и хит-парадах женоподобных красавцев с химической завивкой он смотрелся пришельцем из иного мира. К тому же Ферри довел до совершенства свою уникальную вокальную манеру — густой баритон, напоминающий голоса крунеров 1940–1950-х, полусонно парит среди лаконичных гитарных партий, почти фанкового баса и затейливых рисунков танцевальной ритм-секции.

Концерт Брайана Ферри в Дублине. 27 июля 2018 года

Концерт Брайана Ферри в Дублине. 27 июля 2018 года

Фото: Global Look Press/Ben Ryan

Ферри продолжил эксплуатировать найденную золотую жилу — выпуская по альбому раз в 5–6 лет и охотно выступая в местах, которые ему, похоже, представляются чем-то вроде реинкарнации баснословной эпохи джаза — вроде Большого Кремлевского дворца в Москве. При этом выступления часто проходят в атмосфере, стилизованной под классическое кабаре, — с закусывающей икрой дорогое шампанское публикой. Певца это очевидно мало смущает — именно в такой среде он и чувствует себя как рыба в воде.

Кстати, в 1999 году Ферри записал целый альбом эстрадных стандартов, а в 2012-м собранный им «Оркестр Брайана Ферри» выпустил диск инструментальных версий своих старых песен, аранжированных в стиле 1920-х (некоторые из них попали в саундтрек «Великого Гэтсби» База Лермана). The Jazz Age, правда, оказался самым коммерчески неудачным релизом певца, едва дотянув до 50-й позиции в национальном хит-параде Великобритании, однако именно он, пожалуй, лучше всего демонстрирует эфемерное изящество творений Ферри.

 

Прямой эфир