Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Чем больше людей увлекается театром, тем лучше для общества»

Худрук Александринки Валерий Фокин — о любопытстве, Культурном форуме и наведении международных мостов
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Божидар
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина открытие 263-го сезона совпало с множеством других забот. Стартовал ежегодный фестиваль «Александринский», идет подготовка к Санкт-Петербургскому культурному форуму, составляется программа XI Театральной олимпиады. «Известия» расспросили народного артиста России о его многочисленных обязанностях.

— На Культурном форуме вы возглавляете секцию театра, одну из самых активных и представительных. Что нового планируете внести в ее работу на этот раз?

— Театральная секция в последние несколько лет имела некую специализацию, тематические направления. Были научно-практический форум по образованию, круглый стол, посвященный профессии режиссера. Сейчас мы впервые делаем совершенно другую историю. Связана она с появлением в это время в Петербурге Европейской театральной премии. 17 ноября состоится церемония награждения лауреатов. Мы решили, что работу театральной секции посвятим международным контактам, а именно сотрудничеству в области театра, тем более что приезжают режиссеры-лауреаты со своими спектаклями. Организовываем огромную программу, включающую мастер-классы, встречи, показы спектаклей, в том числе и наших лауреатов Европейской премии — Льва Додина и Андрея Могучего.

То есть впервые вся работа театральной секции основана на международных контактах. Думаю, это правильно еще и потому, что международная обстановка сегодня достаточно зыбкая и нервная. Надо двигаться друг к другу, наводить мосты, несмотря ни на что.

— В этом году вы сами стали лауреатом Европейской театральной премии. В ее уставе сказано, что деятели театра награждаются «За выдающийся вклад в реализацию культурных проектов, направленных на улучшение взаимопонимания между народами». Какие ваши спектакли его улучшили?

— Так сложились обстоятельства, что я начал активно ставить за границей еще в советские времена, будучи молодым режиссером. Были и спектакли, и участие в международных театральных фестивалях, сделанных с иностранными артистами, причем в разных странах: от Америки, Японии, Южной Кореи до Польши, Финляндии, Германии. Я не ставил специальной задачи улучшить международные контакты, но в результате, конечно, было улучшение. Артисты встречались с представителем русской театральной школы, я видел, как они подготовлены, какие у них возможности. Практическое создание театрального спектакля — самое главное в нашей профессии. Наверное, это и есть основание для пункта, который вы процитировали.

— На форуме состоится презентация ключевого события Года театра — Театральной олимпиады. Одним из ее организаторов является Александринка. Олимпиада — институция достаточно зрелая, существует с 1995 года. Насколько она уникальна сегодня?

— Обычно фестивали не приглашают театральные спектакли в таком количестве. Даже Авиньонский, один из старейших европейских фестивалей, аккумулируется главным образом вокруг европейских театров. А на олимпиадах складывается огромная палитра и стран-участниц, и театральных направлений. К нам приедут коллективы из 30 государств.

Помимо афишного разнообразия, олимпиада предполагает длительность. Параллельно спектаклям идут мастер-классы, встречи, лекции. Как правило, происходит какое-то важное в театральном мире событие. Когда Россия принимала олимпиаду в 2001 году, открылись сразу две театральные площадки — «Школа драматического искусства» на Сретенке и Центр Мейерхольда.

Мы планируем, что в Петербурге олимпиада будет продолжаться несколько месяцев. Наш город очень годится для подобных вещей — как вследствие своей истории, так и благодаря своей архитектуре — он весь, как театральная декорация, особенно в белые ночи. Мы откроемся как раз в этот период в июне. У Валерия Гергиева в это время проходит музыкальный фестиваль, и он пообещал нам две оперы на открытом воздухе. Потом с перерывами коллективы будут приезжать к нам до конца осени, когда стартует очередной Культурный форум. Главный акцент по датам — сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года. Планируется, что одновременно с закрытием форума президент Владимир Путин закроет и Театральную олимпиаду.

— Когда будет известна программа олимпиады?

— К презентации на форуме в этом году. Уже можно будет конкретно рассказать, какие театры предполагаются, в какие сроки. На презентацию ждем Тадаси Судзуки, Теодороса Терзопулоса. Будут также Хайнер Гёббельс, Ян Фабр.

Кстати, в петербургской олимпиаде примут участие наши фестивали, это тоже ее особенность. Привезут свои лучшие спектакли Чеховский фестиваль и «Золотая маска», вся программа фестиваля NET тоже пройдет в Петербурге. В спецпрограмме национальных театров представим наши театры из Татарстана, Тывы, Якутии.

— В этом ноябре вас также ожидает международная история — «Русские сезоны» в Италии. Александринка везет в Милан три спектакля. Условно говоря, Гоголь, Чехов, Блок. Чем обусловлен такой выбор?

— Хотелось показать нашу русскую классику. И представить режиссеров. Андрий Жолдак, поставивший «По ту сторону занавеса» по мотивам «Трех сестер» Чехова, достаточно радикально подошел к первоисточнику. «Двенадцать» Антона Оконешникова — молодежный спектакль, в каком-то смысле экспериментальный. Мой спектакль «Ваш Гоголь. Последний монолог» — маленький, камерный. А Римас Туминас, примкнувший к нам с Театром Вахтангова, покажет «Онегина». Это важный момент — представить не современную драматургию, а именно классику, но в определенных интерпретациях и решениях, которые, думаю, будут любопытны итальянским зрителям.

— Ежегодный фестиваль «Александринский» в этом году посвящен пятилетию Новой сцены и отдан экспериментальным арт-проектам. По каким признакам вы отличаете творческий эксперимент от того, что принято называть «движухой», «эпатажем»?

— Мы такой задачи не ставим. Я не анализирую, движуха это, эпатаж или эксперимент. Для меня важно показать разные проявления театра, существующие сегодня. То есть у нашего фестиваля имеется расширительная функция. Возможно, с точки зрения художественности в показанном обнаружится мало любопытного, но проявления эти надо знать, хотя бы потому, что они считаются модными.

Если бы мы ставили задачу найти действительно любопытные экспериментальные вещи, был бы другой подход и стоил бы он гораздо дороже. А это такое театральное любопытство... Хотя наш «Сирано», который открыл фестиваль на Основной сцене, спектакли «Демагог» Хуго Эрикссена и «Река Потудань» Сергея Чехова в программе молодых режиссеров, просто любопытством не назовешь.

В качестве резидента на фестиваль приедет «Электротеатр» Бориса Юхананова — тоже, я считаю, пусть посмотрит молодежь, и не только молодежь, они не приезжали в Петербург на такие длительные гастроли. Во второй половине сезона пригласим на резиденцию театр Николая Коляды, планируем также гастроли театра Резо Габриадзе, чью премьеру выпустим в декабре на Новой сцене.

— На февраль будущего года намечен ваш спектакль «Сталин» — о молодых годах диктатора. Тема сложнейшая. Какие материалы легли в основу постановки?

— Там разные материалы, тексты разных авторов. Есть куски из Достоевского, которого Сталин знал. Я имею в виду знаменитое произведение «Бесы», сохранился экземпляр с его пометками. Есть фрагменты из двух вариантов пьесы Булгакова «Батум», материалы, собранные в архиве, современные тексты. Есть даже тексты, оформленные нами вместе с артистами, потому что была лаборатория современной пьесы. Мы во время репетиций работали этюдным методом, вместе фантазировали, оформляли, сочиняли...

— Как вам дается этот спектакль?

— Пока никак не дается. Пока мы репетируем.

— Летом будущего года Александринский театр запланировал в детском центре «Артек» образовательную программу «Театральная школа». У вас к тому же есть межвузовская программа. Насколько действенны эти акции по привлечению молодежи в театр?

— Наша межвузовская программа действует, работает над формированием новой аудитории. Я вижу ее — другие люди приходят и на Новую сцену, и на Основную. В «Артеке» будет первая проба. Приедут известные артисты, наши молодые режиссеры, поработают с детьми, поставят мини-спектакль. Посмотрим, что потом выйдет из ребят, которые специально отбираются по интересам в этот театральный класс. Чем больше людей увлекается театром, тем лучше для общества.

Справка «Известий»

После окончания в 1970 году Театрального училища имени Б.В. Щукина (курс Б.Е. Захавы и М.Р. Тер-Захаровой) Валерий Фокин стал режиссером театра «Современник».

В 1985-м возглавил Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. В 1991-м стал худруком и гендиректором Центра им. Вс.Э. Мейерхольда. С 2003 года — художественный руководитель Александринского театра. Ставил спектакли в Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии, Финляндии, США. Народный артист России. Лауреат Государственных премий РФ.

 

 

Прямой эфир