Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного мира» в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

Рубль прикинет шансы

Финансовый аналитик Георгий Ващенко — о том, почему российская валюта не укрепляется на фоне роста цен на нефть и чего ждать от курса до конца года
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Напряженность на валютном рынке и рынке ОФЗ — следствие сочетания различных факторов. Ослабление национальных валют многих стран произошло из-за перетока денег на рынки США. А ключевыми драйверами для этого выступают налоговая реформа и повышение ставки ФРС. В США появились две компании, капитализация которых перевалила за отметку $1 трлн, – Apple и Amazon. Фондовые индексы S&P500 и Nasdaq недавно обновили максимумы. Инвесторы выводят деньги с развивающихся рынков, и на этом фоне особенно заметно слабеют национальные валюты. Компанию рублю составляют сейчас аргентинский песо и турецкая лира.

Цена на нефть сейчас в районе $77 за баррель, это на 50% выше, чем заложено в бюджет. Экспорт нефти и газа вырос в первом полугодии на 3,6% в физическом и на 31% в стоимостном выражении. Сальдо торгового баланса в этом году держится выше $12 млрд в месяц. Долговая нагрузка всего 13% от ВВП, это самый низкий уровень среди 50 крупнейших экономик. Международные резервы около $460 млрд, никакие санкции на внешний госдолг не вызовут коллапса бюджета.

Но, несмотря на то что макроэкономических предпосылок для девальвации нет, это не останавливает игроков от перевода средств в доллары. Волну ослабления рубля вызвали новости геополитического характера. Ожидание новых санкций, на этот раз жестких, которые могут затронуть финансовый сектор и госдолг, заставили игроков нервничать, продавать облигации и скупать валюту. Отток капитала перевесил поступления от внешней торговли. За восемь месяцев он превысил $26 млрд, что в 2,7 раза больше, чем годом ранее.

Необходимо отметить, что Минфин и Центробанк пока слабо поддерживают рубль, ориентируясь, видимо, на макроэкономику. Впрочем, ЦБ не ограничился только словесными интервенциями, и я не исключаю возможности повышения ключевой ставки на 0,25 п.п. 14 сентября. Это, на мой взгляд, позволило бы немного разрядить обстановку на рынке валют и долговых инструментов.

Минфин же пока отказывается от того, чтобы давать повышенную ставку на рынке. Предыдущий аукцион по размещению ОФЗ провалился, а в среду его и вовсе отменили. Такое уже случалось и ранее, Минфин, как правило, занимает жесткую позицию в вопросе заимствований на внутреннем рынке. Это до некоторой степени обостряет ситуацию на рынке ОФЗ. Но сейчас намечается стабилизация. Больших распродаж уже нет, доходность опустилась ниже 9% по дальним выпускам. Если курс USD/RUB удержится в диапазоне 68–71, то возможно, что надобность в существенном повышении ставок на внутреннем рынке отпадет.

Однако волна ослабления рубля, на мой взгляд, не останется без последствий. Иностранные инвесторы продолжат избавляться от рублевых облигаций, если Минфин и ЦБ не пойдут на повышение ставок на внутреннем рынке. Доля нерезидентов в ОФЗ еще высока, более 27%. Увеличение ставок вызовет рост инфляционных ожиданий. А банки перестанут снижать ставки по кредитам, и, возможно, им придется повысить и ставки по рублевым депозитам ближе к декабрю. Рост экономики в 2018 году может оказаться менее 2%, а в 2019-м — всего 1,3–1,4%. При этом инфляция дойдет до таргета уже к концу года. 

Шансов на укрепление рубля в диапазоне 60–65 в этот период, на мой взгляд, немного. ЦБ рано или поздно придется возобновить покупки валюты на открытом рынке в интересах Минфина. Пока будет действовать бюджетное правило, рост цены на нефть не будет приводить к заметному укреплению рубля. Санкции снизят интерес иностранных инвесторов, и отток капитала при ослаблении рубля будет продолжаться. Завлечь инвесторов обратно на рынок могло бы временное ужесточение монетарной политики ЦБ и возобновление аукционов Минфина.

Автор — начальник управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир