Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Каллас заявила о важности союза с США после критики стратегии нацбезопасности
Происшествия
В Ленобласти после атаки ВСУ обнаружили пораженные части беспилотника
Происшествия
В Белгороде из-за падения боеприпаса пострадал мирный житель
Мир
В Германии решили переименовать партию Сары Вагенкнехт
Общество
Бойца ММА задержали за спарринг с памятником в Москве
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над территорией России за четыре часа
Мир
В Литве аннулировали ВНЖ 145 россиянам из-за поездок в РФ и Белоруссию
Мир
Independent сообщила о предстоящей встрече европейских лидеров с Зеленским в Лондоне
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
В США отметили превышающие помощь Украине закупки российского газа со стороны ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Президент Словакии отметил бесполезность отправки денег для военных нужд Украины
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Спорт
ФК «Спартак» сыграл вничью с московским «Динамо» со счетом 1:1 в матче РПЛ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Общество
Термин «тревожность» стал словом года в России
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Железнодорожный тупик по-киевски

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев — о причинах и последствиях инициативы Украины закрыть железнодорожное сообщение с Россией
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой». Ранее он уже говорил, что убытки страны от закрытия движения российских поездов через территорию Украины составят одну гривну. Более того, по его мнению, «любое сообщение с Россией следовало давно блокировать». Как считают украинские эксперты, в этом больше политического пиара в преддверии президентских и парламентских выборов 2019 года, чем реальности. Омелян стремится обеспечить свое политическое будущее, поэтому и разыгрывает «патриотическую карту».

По-видимому, это вызвало недопонимание в ЕС, чьи интересы для украинского руководства важнее собственных. Как следствие, уже на следующий день Омелян был вынужден уточнить, что Украина прекращает с Россией только пассажирское железнодорожное сообщение. Он наконец-то вспомнил о международных обязательствах, которые Киев взял на себя в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), а также о существенной выгоде украинского железнодорожного оператора «Укрзализныця» от грузового сообщения с Россией. Странно, что, проявляя столь трогательную заботу о бюджете страны, министр полностью проигнорировал интересы собственных производителей, которые используют именно железную дорогу для доставки в РФ продукции черной металлургии и машиностроения (использовать для этих целей автомобильный транспорт не всегда экономически целесообразно). Причем в период с января по ноябрь 2017 года товарооборот между Россией и Украиной вырос на 28,6% — до $9,4 млрд.

Следует обратить внимание и на структуру российского экспорта на Украину. В первую очередь он представлен нефтью, нефтепродуктами и различными видами минерального топлива, а также удобрениями и продукцией машиностроения, в том числе для атомной энергетики. Существенное повышение стоимости доставки этих товаров на Украину автомобильным транспортом негативно скажется на уровне доходов местных производителей и выработке электроэнергии на всё еще работающих АЭС. Под вопросом окажется и рентабельность производства на Украине. 

А что произойдет с пассажиропотоком между Россией и Украиной и кто в реальности пострадает от его существенного сокращения? Так, с 11 декабря 2017 года Россия объявила о пуске 120 пассажирских и 30 грузовых поездов по железной дороге, проложенной в обход территории Украины. Железнодорожное сообщение было запущено по участку Журавка–Миллерово. До этого поезда, следующие в сторону Ростова-на-Дону, были вынуждены дважды пересекать границу Украины на территории Луганской области.

Сейчас с Украины в РФ либо по украинской территории курсирует единственный российский поезд № 066 Кишинев–Москва, два молдавских — № 047Щ Кишинев–Москва и № 341Ь Кишинев–Москва, а также несколько украинских поездов: № 006 Киев–Москва, № 074 Львов–Москва, № 024 Одесса–Москва, № 056 Хмельницкий–Киев–Москва, № 054К Киев — Санкт-Петербург, № 020О Харьков–Москва, № 074О Харьков–Москва, № 106П Харьков–Москва, № 143О Харьков — Санкт-Петербург, № 074О Кривой Рог — Москва. Как правило, они используются трудовыми мигрантами Молдавии и Украины и в меньшей степени гражданами РФ — в основном для посещения родственников.

При этом следует учитывать, что, по подсчетам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, в России проживает порядка 3 млн украинских трудовых мигрантов. В 2017 году объем денежных переводов украинских трудовых мигрантов в целом составил около $9,3 млрд, значительная часть которых поступила из России. С октября 2015 года между нашими странами полностью отсутствует авиасообщение, которое было прекращено по инициативе Киева. Поэтому теперь украинским трудовым мигрантам придется ехать, например, поездом в Харьков или Сумы, а затем каким-то образом добираться в Россию, что создаст им серьезные неудобства и приведет к дополнительным расходам.

В отношении бюджета Украины можно напомнить, что, по данным железнодорожного оператора «Укрзализныця», самым прибыльным украинским поездом в 2017 году стал состав Киев–Москва. В среднем он заполнялся на 77% и принес стране в год более $5,7 млн. Прибыльными были и поезда Одесса–Москва и Киев — Санкт-Петербург. Но в целом пассажирские перевозки дальнего сообщения на Украине были убыточными (за год потери составили $118 млн). 

Таким образом, Киев сам себе создает железнодорожный тупик, из которого будет выбраться достаточно сложно ввиду ожидаемого сокращения персонала железной дороги, парка локомотивов и пассажирских вагонов. И, как обычно, решать эту проблему придется местному населению самостоятельно, что вряд ли обеспечит поддержку нынешней украинской власти на предстоящих президентских и парламентских выборах.

Автор — заместитель директора Института стран СНГ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир