Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Захарова высказалась о решении суда по делу о сбитом Ираном украинском Boeing
Мир
Актер Уилл Смит решил вернуться на музыкальную сцену
Экономика
Поступления в бюджет от налога на богатых выросли в 1,5 раза
Экономика
ТЦ попросили уравнять их в правах с маркетплейсами
Происшествия
Два человека пострадали при взрыве метана на шахте в Пермском крае
Культура
Фильм о Селин Дион за несколько часов после премьеры вошел в топ Rotten Tomatoes
Армия
В Подмосковье начала работу система контроля воздушного пространства важных объектов
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о нежелании украинцев воевать
Армия
На Камчатке расчеты ТОФ отработали нанесение ракетного удара по противнику
Армия
«Грады» нанесли урон укрепленному объекту ВСУ в районе Авдеевки
Армия
Бойцы рембата разбили ДРГ ВСУ по пути на передовую с отремонтированной техникой
Мир
Кения и Чад могут отменить визы для туристов из России
Мир
В Южной Корее пуск баллистической ракеты КНДР назвали неудачным
Экономика
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Политика
Белоусов указал Остину на опасность эскалации из-за помощи для ВСУ
Мир
Особняк из сериала «Клан Сопрано» выставили на продажу

Железнодорожный тупик по-киевски

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев — о причинах и последствиях инициативы Украины закрыть железнодорожное сообщение с Россией
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой». Ранее он уже говорил, что убытки страны от закрытия движения российских поездов через территорию Украины составят одну гривну. Более того, по его мнению, «любое сообщение с Россией следовало давно блокировать». Как считают украинские эксперты, в этом больше политического пиара в преддверии президентских и парламентских выборов 2019 года, чем реальности. Омелян стремится обеспечить свое политическое будущее, поэтому и разыгрывает «патриотическую карту».

По-видимому, это вызвало недопонимание в ЕС, чьи интересы для украинского руководства важнее собственных. Как следствие, уже на следующий день Омелян был вынужден уточнить, что Украина прекращает с Россией только пассажирское железнодорожное сообщение. Он наконец-то вспомнил о международных обязательствах, которые Киев взял на себя в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), а также о существенной выгоде украинского железнодорожного оператора «Укрзализныця» от грузового сообщения с Россией. Странно, что, проявляя столь трогательную заботу о бюджете страны, министр полностью проигнорировал интересы собственных производителей, которые используют именно железную дорогу для доставки в РФ продукции черной металлургии и машиностроения (использовать для этих целей автомобильный транспорт не всегда экономически целесообразно). Причем в период с января по ноябрь 2017 года товарооборот между Россией и Украиной вырос на 28,6% — до $9,4 млрд.

Следует обратить внимание и на структуру российского экспорта на Украину. В первую очередь он представлен нефтью, нефтепродуктами и различными видами минерального топлива, а также удобрениями и продукцией машиностроения, в том числе для атомной энергетики. Существенное повышение стоимости доставки этих товаров на Украину автомобильным транспортом негативно скажется на уровне доходов местных производителей и выработке электроэнергии на всё еще работающих АЭС. Под вопросом окажется и рентабельность производства на Украине. 

А что произойдет с пассажиропотоком между Россией и Украиной и кто в реальности пострадает от его существенного сокращения? Так, с 11 декабря 2017 года Россия объявила о пуске 120 пассажирских и 30 грузовых поездов по железной дороге, проложенной в обход территории Украины. Железнодорожное сообщение было запущено по участку Журавка–Миллерово. До этого поезда, следующие в сторону Ростова-на-Дону, были вынуждены дважды пересекать границу Украины на территории Луганской области.

Сейчас с Украины в РФ либо по украинской территории курсирует единственный российский поезд № 066 Кишинев–Москва, два молдавских — № 047Щ Кишинев–Москва и № 341Ь Кишинев–Москва, а также несколько украинских поездов: № 006 Киев–Москва, № 074 Львов–Москва, № 024 Одесса–Москва, № 056 Хмельницкий–Киев–Москва, № 054К Киев — Санкт-Петербург, № 020О Харьков–Москва, № 074О Харьков–Москва, № 106П Харьков–Москва, № 143О Харьков — Санкт-Петербург, № 074О Кривой Рог — Москва. Как правило, они используются трудовыми мигрантами Молдавии и Украины и в меньшей степени гражданами РФ — в основном для посещения родственников.

При этом следует учитывать, что, по подсчетам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, в России проживает порядка 3 млн украинских трудовых мигрантов. В 2017 году объем денежных переводов украинских трудовых мигрантов в целом составил около $9,3 млрд, значительная часть которых поступила из России. С октября 2015 года между нашими странами полностью отсутствует авиасообщение, которое было прекращено по инициативе Киева. Поэтому теперь украинским трудовым мигрантам придется ехать, например, поездом в Харьков или Сумы, а затем каким-то образом добираться в Россию, что создаст им серьезные неудобства и приведет к дополнительным расходам.

В отношении бюджета Украины можно напомнить, что, по данным железнодорожного оператора «Укрзализныця», самым прибыльным украинским поездом в 2017 году стал состав Киев–Москва. В среднем он заполнялся на 77% и принес стране в год более $5,7 млн. Прибыльными были и поезда Одесса–Москва и Киев — Санкт-Петербург. Но в целом пассажирские перевозки дальнего сообщения на Украине были убыточными (за год потери составили $118 млн). 

Таким образом, Киев сам себе создает железнодорожный тупик, из которого будет выбраться достаточно сложно ввиду ожидаемого сокращения персонала железной дороги, парка локомотивов и пассажирских вагонов. И, как обычно, решать эту проблему придется местному населению самостоятельно, что вряд ли обеспечит поддержку нынешней украинской власти на предстоящих президентских и парламентских выборах.

Автор — заместитель директора Института стран СНГ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир