Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На этой неделе большинство американских авиакомпаний подчинилось требованиям властей КНР и убрало все упоминания о Тайване в названии своих рейсов. Как заметили «Известиям» в немецкой Lufthansa, ставшей указывать остров не сам по себе, а в качестве части КНР, еще несколько недель назад компания приняла решение о переименовании ввиду необходимости учитывать «нравы и привычки своей международной клиентуры». Со схожими заявлениями выступили и некоторые другие авиаперевозчики, но реальной причиной стали опасения за благополучие бизнеса в Китае. Нынешний случай стал еще одной символической победой Китая над Тайванем, который Пекин именует своей неотъемлемой частью и считает, что и другие должны поступать так же. Но есть и обратная сторона медали: эксперты считают, что такого рода истории только усилят симпатии международного сообщества к Тайваню.

Терминал 1 аэропорта Тайвань-Таоюань

Фото: commons.wikimedia.org

Досадная оплошность

История, точка в которой была поставлена на этой неделе, началась в апреле с письма руководства Китайской администрации гражданской авиации к примерно 40 иностранным авиакомпаниям, выполняющим рейсы в Азию. В нем чиновники этого главного в Китае органа в сфере гражданской авиации попеняли авиаперевозчикам на забывчивость и незнание важных международных реалий. И напомнили: Тайвань является частью территории КНР, и потому указывать его на официальных сайтах компаний в названии рейсов до острова и на виртуальных картах следует в качестве «Тайвань, Китай» или же как «Китайский регион Тайвань», а не просто как «Тайвань». Те же правила, отметили в ведомстве, должны распространяться на специальные административные районы КНР Гонконг и Макао. Хотя их принадлежность к Китаю никто никогда не ставил под вопрос, почему-то при этом часть авиакомпаний рисовала эти районы на виртуальных картах другим цветом, нежели материковую КНР.

Одним на исправление сей досадной «оплошности» дали срок до 25 мая, другим — продлили до 25 июля.

Работа над ошибками

Первыми работу над ошибками провели такие авиаперевозчики, как Air Canada, Lufthansa, British Airways, Qantas Airways и Air France-KLM.

— Как компания, работающая во всем мире, Lufthansa берет в расчет общие законы, положения, местные обычаи и практики на рынках, которые мы обслуживаем, при разработке онлайн-интерфейсов для клиентов. Это включает в себя и учет обычаев нашей международной клиентуры, — пояснили «Известиям» в пресс-службе немецкой авиакомпании свое решение добавить к указаниям на Тайвань пометку о том, что этот район относится к Китаю.

Lufthansa одной из первых начала обозначать принадлежость Тайваня к Китаю

Фото: Global Look Press/imagebroker/Lex Rayton

Большинство других авиаперевозчиков комментировали свое решение о переименовании в схожих политкорректных тонах. Но нашлись и такие, вроде представителя Air India, кто без обиняков признал: упорство по вопросу «прописки» Тайваня грозило перевозчику крупным штрафом от Китая. А бизнес-соображения для любой компании куда приоритетнее высокой политики.

О том, что отказ подчиниться просьбам Пекина приведет к неким негативным последствиям, открыто говорили и сами китайские власти, не вдаваясь, однако, в подробности. Но в декабре прошлого года в КНР были внесены изменения в правила, по которым регулируется деятельность иностранных авиакомпаний. И там появился, в частности, такой пункт: разрешение на деятельность авиакомпании в стране может быть пересмотрено, если оно пойдет вразрез «с соображениями общественных интересов». И иностранные авиакомпании, даже не до конца понимая, во что на практике выльется неподчинение, предпочли не рисковать.

Последние из могикан

Еще в начале мая Белый дом назвал ультиматум КНР «Оруэллианским нонсенсом», а Госдепартамент США заявил, что национальные компании не должны подчиняться этому приказу, и призвал Пекин «перестать угрожать и принуждать американские компании и граждан».

В конце мая Госдеп США направил в МИД КНР официальную ноту с просьбой о консультациях по вопросу названия Тайваня и своих национальных перевозчиков. Но Пекин ноту проигнорировал, дав понять, что вопрос закрыт и обсуждать тут нечего.

МИД КНР запретил американским компаниям упоминать Тайвань без указания на его принадлежность к Китаю

Фото: commons.wikimedia.org

А в минувший вторник на традиционной пресс-конференции в китайском МИДе его официальный представитель Гэн Шуан миролюбиво напомнил: в Пекине всё еще надеются, что правительство США призовет наконец свои компании к уважению принципа «одного Китая» (он означает, что никакие отсылки к Тайваню вне его принадлежности к КНР недопустимы), и те как можно скорее внесут соответствующие изменения на своих сайтах.

На этой неделе американские авиакомпании, державшиеся до последнего в расчете на то, что политики двух стран урегулируют щекотливый вопрос, наконец сдались. Утром 25 июля, в крайний срок, установленный китайцами, четыре перевозчика, осуществляющие рейсы до Тайваня — American Airlines Group, Delta Air Lines, Hawaiian Holdings и United Continental — хоть и не вписали слово «Китай», но убрали из названия своих рейсов до островной столицы «Тайвань», оставив лишь название «Тайбэй» или «Международный аэропорт Тайюань».

Войны слов и чековая дипломатия 

Как известно, по разные стороны баррикад Китай и Тайвань оказались после гражданской войны 1946–1949 годов, когда лидер партии Гоминьдан Чан Кайши бежал на Тайвань, а оставшийся под компартией материк в 1949 году провозгласил создание КНР. С тех пор правительство каждой из сторон считало себя единым законным представителем всей страны, но спустя десятилетия расклад поменялся. Сейчас большинство стран мира признают дипломатически КНР, что автоматически подразумевает и признание Тайваня ее составной частью.

Сегодня всего 18 стран мира поддерживают с Тайванем дипломатические отношения. Но делают это отнюдь не из чистого благородства. Большинство официальных союзников Тайваня (за исключением Ватикана) — бедные страны Карибского и Тихоокеанского регионов, которые получают от островного правительства щедрую помощь и льготные кредиты на развитие местных экономик. И порой для таких стран бедность — не порок, а повод продать свое признание подороже. Тем более «покупатель» в лице Китая активно их к этому стимулирует. Если раньше в ходу у Пекина была «пинг-понговая» дипломатия, то теперь это «дипломатия чековой книжки».

80% жителей Тайваня считают свой остров де-факто отдельной от КНР страной

Фото: Global Look Press/ZUMA/Jose Lopes Amaral

Именно так получилось в случае с Буркина-Фасо и Доминиканской Республикой, которые в этом году вдруг взяли и разорвали дипотношения с Тайбэем, тут же установив их с Пекином и получив от последнего обещания крупных инвестиций и кредитов. Годом ранее дипломатическое признание с Тайваня на КНР поменяли еще две латиноамериканские страны.

Таким образом, в последнее время Тайвань всё больше и больше проигрывает «старшему брату» в дипломатической схватке. Даже в таких, казалось бы, мелочах, как возможность пройти под флагом Тайваня на международных Гей-играх (эти проводимые раз в четыре года спортивные соревнования собирают людей любой сексуальной ориентации и любого уровня спортивного мастерства во имя взаимного уважения, толерантности и равноправия). Буквально на этой неделе Федерация Гей-игр (есть и такая!), изначально давшая зеленый свет на тайваньский флаг в ходе августовских Игр в Париже, отыграла назад, сославшись на опасения французского правительства разозлить Пекин.

В нынешнем случае с американскими авиакомпаниями Пекин взял вверх. И это должно быть китайцам особенно приятно: не признавая Тайвань дипломатически, де-факто США являются главным союзником Тайваня в регионе и не первое десятилетие — к вящим протестам Пекина — поставляют на остров оборонительные вооружения и порой привечают островных чиновников.

Обратная сторона медали

Впрочем, победы такого рода вполне могут выйти Китаю и боком.

— Для Китая это пиррова победа: они пытаются полностью вычеркнуть Тайвань из международного пространства, и сейчас Китаю подчинились, но на международном уровне такие действия лишь усиливают симпатии к Тайваню, нежели приносят КНР какую-то реальную выгоду, — заметил «Известиям» глава Центра по изучению Тайваня при Лондонском университете Дафидд Фэлл.

В первую очередь такие истории влияют на восприятие КНР тайваньцами и ведут к росту островного национализма. Согласно данным исследования Национального исследовательского центра университета Чэнчи, еще в 1992 году лишь 17,6% жителей Тайваня идентифицировали себя в качестве тайваньцев (другие считали себя китайцами или же и теми, и другими одновременно). В 2013 году тайваньцами себя уверенно называли уже 57,5%, в 2017 году к тайваньцам, а не китайцам, себя относили уже 70%.

И что тоже показательно: 80% жителей Тайваня считают свой остров де-факто отдельной от КНР страной, что бы ни провозглашалось официально. И вряд ли это восприятие изменится после вычеркивания названия «Тайвань» из перечня международных рейсов.

 

Прямой эфир