Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили пять украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Мир
Трамп раскрыл значение сделки по редкоземельным металлам для процесса урегулирования
Мир
Президент США сообщил о возможном разоружении ХАМАС
Общество
В 2026 году российские морские порты нарастят мощности на 56 млн т
Мир
Трамп не исключил нанесение повторных ударов по Нигерии
Спорт
ХК «Питтсбург» одержал победу над «Нью-Джерси» в матче НХЛ со счетом 4:1
Мир
Дефицит оборонного бюджета Великобритании оценили в $37,6 млрд
Армия
Минобороны РФ сообщило об ударе по объектам на Украине с применением «Орешника»
Мир
Трамп рассказал о возможном значении операции США в Венесуэле для Рубио
Общество
Синоптик заявил о выпадении на юго-востоке Подмосковья до 65% месячной нормы осадков
Мир
СМИ узнали о закрытии китайского ресторана в Мадриде из-за подмены уток голубями
Общество
В Госдуме анонсировали включение в стаж родителей ухода за ребенком до 1,5 года
Армия
Расчет ударных FPV-дронов применил боевую силу против ВСУ в Харькове
Мир
В России сообщили об увеличении закупок США российских сладостей
Спорт
ХК «Монреаль» обыграл «Флориду» на чемпионате НХЛ со счетом 6:2
Экономика
В Госдуме предложили перейти к макропланированию на рынке недвижимости
Общество
Специалист дала советы по построению карьерного плана на 2026 год

Эпоха Венеции

Пушкинский музей представил живопись города на воде во всем ее многообразии
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пушкинский музей открыл свой главный выставочный проект этого лета — «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Он призван продемонстрировать все основные направления венецианской живописи XVIII века — от алтарных образов и аллегорических сюжетов до натюрмортов и бытовых сцен. 

Венецианское искусство в последнее время часто гостит в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Достаточно вспомнить прошлогоднюю выставку Тициана, Веронезе и Тинторетто. Новый проект выглядит продолжением той экспозиции, «сиквелом», переносящим нас в более позднее время — из Ренессанса в век Просвещения. Однако жанровый диапазон теперь куда шире.

Посетителям представлены 57 произведений из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце, собрания Интеза Санпаоло (Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари) и собственной коллекции ГМИИ.

Здесь есть роскошные натюрморты Якоба ван де Керкховена (Джакомо да Кастелло) «Аллегория осени» и «Торговка рыбой» — примеры реалистичной и в то же время безупречной красоты. Выписывая виноград с фотографической точностью, изображая девушку за прилавком без излишней идеализации, Керкховен тем не менее создает бесконечно притягательные, гармоничные образы.

Есть и пейзажи. На работах Бернардо Беллотто, Карло Бризигеллы Айсманна, Джузеппе Дзаиса — сельские виды Италии со старинными руинами, ветхими мельницами, крестьянами, выгуливающими скот... Но во всем этом разлито ощущение гармонии. Не карамельная идиллия французского рококо, где прекрасные пастушки резвятся в райских кущах, а спокойное отражение мира, который прекрасен и без нарочитого глянца.

В этом плане показательны две работы с изображением Большого канала. На масштабном полотне Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей в день Вознесения» Венеция предстает во всем парадном блеске: позолоченные гондолы, разодетые в камзолы гребцы, возвышающаяся на заднем плане колокольня собора Святого Марка... Совсем иной образ города на воде — у Микеле Мариески. Здесь уже доминируют обычные домишки да утлые деревянные суденышки, цветовая гамма сдвинута в сторону коричневых оттенков и лишена праздничной яркости, но в отраженной художником повседневной суете чувствуется радостное бурление жизни.

И всё же главные шедевры экспозиции относятся к религиозной живописи. В частности, в Москву приехали алтарные образы Тьеполо-старшего, которых в наших собраниях по понятным причинам нет. На картине «Непорочное зачатие» Дева Мария в окружении парящих ангелов стоит на шаре (символ Земли), а прямо у ее ног — змий-искуситель с яблоком в пасти. Парадоксальное соединение ветхозаветного и евангельского сюжетов выглядит на удивление органично и задает драматургию полотна: от мрачных туч греха в нижней части полотна — к золотистым, освещенным солнцем облакам с островками небесной лазури.

Еще одна работа Тьеполо — аллегорическая композиция «Время, открывающее Истину». Истории с условными персонажами в XVII–XVIII веках любили, достаточно вспомнить пример из другой сферы — ораторию Генделя «Триумф Времени и Правды», написанную как раз в Италии. Если для композиторов это было способом сочинить красивую оперную музыку под соусом правильной «воспитательной» задачи, то для художников — прежде всего возможностью столь же благочестиво воспеть красоту тела.

Вот и Тьеполо, изображая Истину, явно наслаждается выписыванием женских форм, любуется белизной кожи и манящими изгибами кокетливо расположившейся на облаке красавицы. А рядом с ней — опять шар и ангелочки в сияющем небе. Впрочем, граница, за которой красота переходит в приторность, не пересечена. И в этом чувстве меры — еще одна прелесть венецианцев XVIII столетия.

В качестве дополнения, легкого финального штриха экспозиции — чуть грубоватые изображения простых горожан кисти Пьетро Фальки (Лонги). Миниатюры создавались, видимо, с нравоучительными целями: автор иронизирует над праздными девицами, глазеющими то на слона, то на шарлатана, вещающего со сцены. Но сегодня нас привлекает не мораль, а тот подлинный дух, колорит Венеции, который здесь чувствуется едва ли не больше, чем в парадных видах Дворца дожей.

От выставки с именем Каналетто в названии ожидаешь многочисленных панорам Canal Grande и соборов, но у ГМИИ получилось нечто куда более интересное — портрет целой эпохи, созданный гениями с берегов лагуны.

 

Читайте также
Прямой эфир