Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бессменный лидер и единственный постоянный участник ДДТ перешагнул сегодня на седьмой десяток: Юрий Шевчук празднует свой 61-й день рождения. Легендарный рокер сейчас готовится ехать в Варшаву, где начнется европейская часть тура «История звука». Музыкальный обозреватель портала iz.ru вспоминает, как песни ДДТ изменили жизнь целого поколения.

Один и без оружия

Шевчука часто любят сравнивать: то с американцем Спрингстином — за рыкающий вокал и пролетарские замашки, то с нашими, родными Высоцким и Галичем — за умение сочетать в текстах сатиру с лирикой и явную расположенность к жанру, несколько расплывчато именуемому «авторской песней». Правда, впрочем, в том, что Шевчук всегда стоял чуть в стороне и был особым, совершенно единичным — или, используя его собственную контаминацию, «единочным» — явлением в русском роке. Конечно, в нем есть что-то от всех вышеперечисленных (и еще много от кого — вряд ли бы ДДТ состоялась без Хендрикса, The Beatles и The Rolling Stones; но это можно сказать в принципе о всех рок-музыкантах последних 50 лет, без разбора страны происхождения и выбранного стиля).

Шевчук выступает со своей группой DDT, 1988 год

Фото: РИА Новости/Михаил Макаренко

Главное в другом: Шевчук никогда не пытался изображать кого-то. Он всегда был самим собой — в отличие от того же Спрингстина, успешно эксплуатирующего образ простого парня из Джерси. В отличие от (да простится нам кощунство!) БГ, успешно вжившегося в имидж мудрого гуру. В отличие от сотен молодых дарований, усердно изображающих из себя жителей Лондона (имя же им: легион).

Простота Шевчука обманчива — этот «татарин на лицо, да с фамилией хохляцкой» никогда, впрочем, особо и не пытался скрыть свою сложность. Слушатели это чувствовали всегда — на растрепанные вихры, щетину и мешковатые джинсы покупались разве что критики, страстно желавшие определить для ДДТ место в своих реестрах «народного» и «элитарного». С народностью, конечно, у Шевчука всё в порядке — он не стремится скрыть мысли за развесистыми словесами, а говорит с публикой если и притчами, то прозрачными даже для младенца. Как и подобает пророку.

Юрий Шевчук на фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, 2002 год

Фото: ТАСС/Николай Никитин

Слово это употреблено здесь не без умысла — в ХХ веке оно как-то поистерлось, перешло едва ли не в иронический разряд. Но Шевчук, начиная с самых первых своих песен, еще подпольного периода, вел себя в строгом соответствии с пушкинским определением: глаголом жег сердца людей. И люди отзывались. Автор этих строк должен признаться, что никогда особенно не любил ДДТ — возможно, из-за врожденного недоверия к излишнему поэтическому жару. Но единственный концерт Шевчука, на котором довелось побывать в 1989 еще году, заставил о многом задуматься. ДДТ уже стали звездами национального масштаба. Но в отличие от конкурентов / друзей (а весь русский рок тогда состоял именно из старых друзей) Шевчук и компания удивительным образом объединяли аудиторию — без различия социального статуса, партийной принадлежности и возраста.

На других рок-концертах того времени всегда чувствовалась четкая дистинкция: вот в зале «мы» — а там, на темной улице, «они» (гопники, конечно, — да и просто мир взрослых, не понимающих всей радости настоящего рок-н-ролла). Но этот бородатый дядька в очках на пол-лица и нелепых полосатых штанах умудрился объединить всех: под «Мальчиков-мажоров», «Конвейер» и «Революцию» одинаково подпевали и определенно «люберецкого» вида типы на галерке, и пара молоденьких лейтенантов в форме, и даже — что было совсем уж невероятным — охранявшие порядок милиционеры. И дело было не только в невероятном драйве, настоящей «сырой энергии», лившейся из динамиков, — драйв в те годы был почти у всех; время надежд и перемен как никак.

Пермский художник Александр Жунев выложил портрет музыканта Ю. Шевчука из осенних листьев

Фото: ТАСС/Максим Кимерлинг

Слова Шевчука, летевшие в зал, словно пули — метко и всегда в цель, — вот что действительно объединяло всех. Слова вроде бы незамысловатые, но точные и (что, наверно, осознавала не вся публика) укорененные в русской поэтической традиции. Эту органичность Шевчуку удалось сохранить и спустя годы — и она ощущается даже людьми, с русским языком не знакомыми. Недаром именно Шевчук вышел на сцену вместе с международными суперзвездами U2 на их московском концерте, чтобы спеть дуэтом с Боно Knockin’ On Heaven’s Door Дилана.

Без страха и упрека

В отличие от других, похвалявшихся после 1991 года заслугами в «борьбе с системой», его и впрямь таскали в КГБ, вынудили уехать из родного города, дело едва не закончилось тюрьмой. И он, похоже, никогда не боялся. Как он любит скромно говорить о себе, «есть группа ДДТ, а я в ней работаю солистом». Один из немногих (если вообще не единственный) русских рокеров, сохранивших в исконной чистоте наивные идеалы хипповской юности.

Под новый 1995 год Юрий Шевчук поет в палатке врачам ММА им. И. М. Сеченова в Чечне 

Фото: youtube.com

Самого певца наивным, конечно, не назовешь — но ему благополучно удалось избежать накрывшего в 1990-е рок-тусовку волну усталого цинизма. Он не клянчит денег на претенциозные вампуки о великом прошлом, не пристраивается к местным бюджетам и вообще существует в своем автономном мире. Не всегда уютном: Шевчук много (но всегда без присутствия толпы репортеров и съемочных групп нескольких телеканалов) занимается благотворительностью; он ездил петь в Чечню еще в те времена, когда там запросто можно было схлопотать пулю от снайпера. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, даже боевики, узнав, что в окопе «федералов» сидит с гитарой автор «Осени», прекращали обстрел.

На вечере Олега Ефремова в МХТ имени Чехова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Он давно исчез с телеэкранов и редкий гость на радиоволнах — «неформат», да и характер у него, как принято деликатно говорить, тяжелый. Его не зовут на ток-шоу и «встречи с представителями творческой интеллигенции» — он привык говорить, что думает, а это не всегда бывает приятно. Он не желает застывать в однажды найденном музыкальном стиле и постоянно экспериментирует — иногда к некоторому недовольству старых поклонников. Которые, впрочем, не перестают его любить — как и новые, появившиеся на свет спустя годы после триумфального успеха знаменитой «Оттепели» (1988), разошедшейся только на виниле в последние три года существования СССР в 2,5 млн экземпляров.

На фестивале «Нашествие 2016» 

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

ДДТ продолжает собирать стадионы — и не только на бывшей одной шестой части суши. Сам же Шевчук продолжает оставаться самим собой: как сказано в лаконичном пояснении к любительской съемке того дуэта с Боно на YouTube, Yuriy Shevchuk — Russian Rock Singer and Cool Man (Юрий Шевчук — русский рок-певец и клевый мужик). Собственно, к этому определению прибавить, наверно, и нечего. 

 

Прямой эфир