Минфин вступился за рестораторов
В правительстве не поддержали инициативу депутатов о наделении региональных властей правом ограничивать время и место работы заведений общепита, продающих алкоголь. Минфин подготовил проект отрицательного отзыва кабмина на соответствующий законопроект (есть у «Известий»). Парламентарии между тем уверены, что ситуация, при которой на первых этажах домов массово открываются небольшие кафе со спиртным, недопустима. Они лишают жильцов тишины и покоя.
Минфин подготовил проект отрицательного отзыва правительства на предложенные депутатами поправки в 171-ФЗ. Документ ведомства подписан замглавы министерства Ильей Труниным и 13 апреля разослан в федеральные органы исполнительной власти на согласование. В бумагах Минфина отмечено, что введение дополнительных ограничений на продажу алкоголя в общепите может отрицательно сказаться на рентабельности компаний, послужить поводом для их закрытия.
В перспективе это приведет к снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка. По оценкам ведомства, в городах с населением свыше 500 тыс. человек более 60% организаций, осуществляющих данный вид деятельности, располагается на первых этажах многоквартирных домов. В административных центрах с населением до 500 тыс. человек — 75%.
В ноябре 2017 года Самарская губернская дума внесла в Госдуму законопроект, в котором предложено наделить местные власти новыми полномочиями. А именно, вводить в регионах свои ограничения на время, условия и места работы заведений общепита с алкоголем вплоть до установления полного запрета для них. Речь идет о поправках в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта» (171-ФЗ).
Сейчас у местных властей нет таких прав в отношении кафе и ресторанов, хотя устанавливать дополнительные запреты для магазинов со спиртным они могут. Парламентарии Самарской думы в пояснительной записке к законопроекту подчеркнули, что их предложение вносится после многочисленных обращений граждан, проживающих в домах, на первых этажах которых расположены кафе и бары. Жители многоквартирных домов жаловались на нарушения покоя, тишины, санитарного состояния подъездов.
В пояснительной записке также отмечено, что за последние годы многие торговцы переформатировали свои магазины в закусочные и небольшие бары в многоквартирных домах. Это произошло после того, как в январе 2013 года ритейлу ограничили время продажи алкоголя с 8:00 до 23:00 на федеральном уровне.
Минфин в проекте отзыва на инициативу не поддержал законопроект и напомнил, что субъекты могут решить проблемы с нарушением покоя граждан и тишины с помощью дополнительных требований согласно закону «Об основах системы профилактики правонарушений». Между тем инициатива самарских депутатов по этому вопросу далеко не первая. В конце марта группа парламентариев Госдумы во главе с депутатом «Единой России» Александром Сидякиным предложила аналогичные поправки в 171-ФЗ.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров отметил, что большинство заведений общепита располагаются на первых этажах домов. По его мнению, в предложенном депутатами запрете нет никакого смысла — если посетители не будут находиться в заведениях общепита, то они будут сидеть во дворах этих же домов. Игорь Бухаров напомнил, что сегодня у граждан есть достаточно рычагов влияния на ситуацию. Например, ресторан не может появиться в подъезде, если его жильцы не согласуют это. Также в Москве действует закон «О тишине», согласно которому заведения не могут нарушать тишину после 23:00.
До лета 2017 года регионы имели право своими законами ограничивать работу общепита, в котором продается спиртное. Власти субъектов считают, что этот механизм был эффективным. Так, Республика Татарстан отчитывалась о том, что в регионе с 2014 по 2016 год на 25% сократилось количество обращений граждан, связанных с нарушением тишины и покоя, в том числе из-за продажи алкоголя в общепите. Эти результаты связывались и с дополнительными ограничениями для кафе и баров — их запретили располагать в многоквартирных домах. Также за этот период на 24% снизилось и количество правонарушений, совершенных в состоянии опьянения.