Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Не сжигать все мосты

Политолог Александр Ведруссов — о том, почему России следует продолжить диалог с США
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На этой неделе американские власти должны были объявить о новом пакете антироссийских санкций. Однако, по сообщениям The Washington Post, Дональд Трамп лично распорядился приостановить введение очередных ограничений против Москвы. Издание связывает такое решение с необходимостью соблюсти хоть какие-то формальные приличия: мы уже привыкли к тому, что никакой особой причины для санкций в отношении России с некоторых пор не требуется — она по умолчанию виновата 24/7, — но на этот раз президент США все-таки решил дождаться хоть сколь-либо внятного повода, прежде чем пробить очередное дно российско-американских отношений.  

Такое решение Трампа может быть связано с другой примечательной историей, о которой мы также узнали на днях из американской прессы. Лидер США оказался до крайней степени раздосадован тем фактом, что Франция и Германия выслали в знак солидарности с Великобританией по так называемому «делу Скрипаля» всего по четыре российских дипработника, в то время как Америка пошла на гораздо более резкое и болезненное сокращение числа работающих в стране российских дипломатов. С соответствующими зеркальными последствиями. 

Очевидно, что Трампу больше не хочется идти на поводу у стремительно меняющихся обстоятельств и искусных внутренних и внешних манипуляторов, таская для других каштаны из огня. Это не в его интересах, да и возглавляемой им стране на пользу вряд ли идет.   

Ответ России на новый санкционный ажиотаж также оказался пока относительно сдержанным. Рассмотрение пакета контрмер, активно обсуждавшегося в Государственной думе в последние дни, было перенесено на май. Тем временем среди предлагавшихся консолидированным депутатским корпусом пунктов были и довольно чувствительные для США. Чего стоит хотя бы планируемый запрет на поставку нашим геополитическим оппонентам ракетных двигателей, от которых, по признанию тамошних конгрессменов, американцы просто не могут отказаться или чем-то заменить их в ближайшие годы. 

Какие бы российские контрмеры в итоге ни были приняты, важно, чтобы они были продуманными, взвешенными и наносили точечный удар по источнику антироссийских санкций.

Примечательно, что при абсолютно необходимом риторическом постулировании взаимного вреда ограничений против России (мы, конечно же, должны говорить об этом при каждом удобном случае) на практике торговля с нашими крупнейшими внешнеэкономическими партнерами, установившими режим санкций, выросла в прошлом году почти на треть. Причем в лидерах роста оказались не только традиционно сбалансированные по отношению к России Германия, Нидерланды и Италия, но и те же США. Стоит ли нам искусственно пресекать наметившуюся тенденцию?   

И еще один штрих к общей картине (для понимания ситуации): буквально в те же дни, когда в Великобритании запускался и раскручивался скандал с «отравлением Скрипаля», британские инвесторы преспокойно скупили 49% допвыпуска долгосрочных суверенных еврооблигаций «Россия-2047» (американские, кстати, еще 20%). Такое доверие российской экономике не оказывает даже «отечественный» бизнес, который в рамках «амнистии капитала» выкупил всего 5% облигаций того же дополнительного выпуска.

Конечно же, не стоит недооценивать враждебную риторику наших западных «партнеров». Тем более что все чаще она подкрепляется совершенно конкретными враждебными действиями. Но иногда и переоценивать некоторые антироссийские словесные выпады тоже, право, не стоит. Перефразируя один известный анекдот про старика Фрейда: знаете, бывает и просто риторика! Очень, кстати, удобная для решения внутриполитических проблем и сплачивания стран Запада в какое-то подобие альянса (на фоне очевидного углубления противоречий сложно представить, что бы они вообще без России делали).

К чести нашего руководства, необходимо отметить, что нам даже на самых крутых международных поворотах как-то удается не переводить конфликт в личную плоскость. Это тоже в немалой степени способствует продолжению институционального и персонифицированного диалога даже в самых напряженных условиях.

Никаких иллюзий быть не должно: общий конфронтационный фон независимо от нашей дипломатичности и готовности к компромиссам сохранится в ближайшие годы с высочайшей долей вероятности. Это не наш выбор. Однако нам самим важно не поддаваться на все усиливающиеся провокации и не подливать масла в огонь противостояния тогда, когда можно отстоять наши национальные интересы, не обостряя ситуацию.

Довольно часто это было и будет подобно бегу по лезвию. На грани. Как на минувших выходных в Сирии. Кто бы что ни говорил, но наши предупреждения о намерении сбивать все, что угрожает нашим объектам и соотечественникам в САР, очевидным образом возымели должный эффект. Противозаконный удар США, к сожалению, не предотвратили. Но его разрушительные последствия тем не менее были сведены к минимуму. Лично для меня это тем более важно по той причине, что бомбардировка в итоге не повлекла ни единой человеческой жертвы (иначе все рассуждения о «приемлемом ущербе» стали бы просто аморальными).

Худшего не произошло: Россия и США, несмотря на всю воинственность своей риторики, показали, что не имеют ни малейшего желания испытывать друг друга на прочность в прямом столкновении. Однако ситуация в эти выходные была объективно близка к критической, и наличие прямых полноценных контактов в такие моменты может в буквальном смысле оказаться спасительным. Именно поэтому диалог великих держав должен продолжаться при любых обстоятельствах — все мосты сжигать нельзя.

Что же касается наших сирийских друзей, то их в беде мы не бросим: послевоенное восстановление Сирии на этой неделе предметно обсудим вместе с представителями 60 стран мира на IV Ялтинском международном экономическом форуме. О миротворческой и созидательной роли России не забываем ни на день...

Автор — политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир