Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

До и после Пасхи

Специальный корреспондент «Известий» — о том, как живет прифронтовой Донбасс во время пасхального перемирия
0
Фото: Сергей Прудников
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из Донбасса приходят новые сводки об обострении ситуации на линии соприкосновения. При этом с 30 марта между ДНР и Украиной официально действует так называемое пасхальное перемирие. Корреспондент «Известий» побывал в Донецке, чтобы узнать, как соблюдается в прифронтовых районах режим тишины.

Хаотичные нарушения

Предыдущее перемирие — новогоднее — оказалось для Донецкой народной республики наиболее спокойным за всё время войны. Была надежда, что очередная передышка наступит и весной. К сожалению, нынешнее, пасхальное перемирие стало, по словам заместителя руководителя оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина, самым провальным за последние два года. Уже через девять с половиной часов после его вступления в силу по позициям ДНР был открыт огонь.

— Три главных проблемных направления у нас традиционно Донецк, Горловка и юг — Новоазовский район, — объясняет «Известиям» Эдуард Басурин. — Предположить, где противник ударит в следующий раз, невозможно: никакой логики в его действиях не прослеживается. Например, с начала апреля очень тихо под Горловкой — редкий случай. В то же время продолжаются обстрелы пригородов Донецка, поселков Докучаевск, Коминтерново, села Старомихайловка и так далее.

Одна из причин подобных хаотичных действий украинцев, по его мнению, в отсутствии единоначалия. ВСУ выполняют одни приказы, территориальные батальоны — другие. Никакой координации и контроля за действием отдельных подразделений нет.

При этом Киев заинтересован в подписании «мирных» документов, добавляет Эдуард Басурин. Во-первых, это позволяет ему выступать на международной арене в качестве противника войны. Во-вторых, использовать подобные передышки можно для укрепления своего тактического положения, перегруппировки войск. В-третьих, именно в такие удобные промежутки Украина старается занимать «серые», то есть нейтральные зоны. Так произошло в 2016 году в двух селах на юге в районе Коминтерново. Также — в ноябре 2017-го под Горловкой.

Впрочем, только негативно оценивать периоды затишья тоже было бы неправильно. Согласно договоренности стороны обязуются не использовать тяжелое вооружение, в том числе артиллерию и танки. Какое-то время такой режим действительно соблюдается.

Без перемен

Одна из горячих точек на западной окраине Донецка — поселок шахты «Трудовская». Часть жилого квартала находится на линии соприкосновения и перегорожена КПП.

В 100 м от пропускного пункта — храм Иоанна Кронштадтского. После прямого попадания зажигательного снаряда в 2014-м от церкви остались только обугленные стены — сгорела за 20 минут. Постепенно прихожанам удалось перекрыть тесом часть крыши, залить цементом участок пола и установить деревянные фронтоны. Иконостас подарили священники из Кронштадта. Службы проходят в бывшем приделе. Пасхальное богослужение в нынешнем году провели, как и везде, с 23 до 4 часов утра. Собралось около 100 человек.

— Жителей на весь огромный поселок сегодня меньше половины от прежнего числа, — рассказывает настоятель храма отец Александр. — У кого-то дом разрушило, кто-то просто боится, уехал. Шахта-гигант закрыта и затоплена, тем более вентиляционные стволы выходят на украинской территории. Что касается перемирия, мы не чувствуем особых перемен. Многие вряд ли знают, что сейчас какая-то передышка. Звуки выстрелов и разрывов слышим регулярно. Благо во двор храма шальные пули и снаряды не залетали с прошлого года.

На другом конце республики, в 13 км от Азовского моря и в 25 от Мариуполя, в селах-соседях Красноармейске и Октябре перемирие тоже понятие условное. А война — не столько грохот орудий, сколько в первую очередь отсутствие работы. На 1,1 тыс. жителей обоих населенных пунктов — ни одного предприятия. Единственное агрохозяйство в 2015-м перевели вглубь территории, подальше от линии фронта. Спасение — огород, скотина.

Один из жителей Красноармейска — 35-летний Игорь, отец восьмерых детей. Жена Наталья ждет девятого. Ехать с такой оравой некуда, сами бежали из соседней деревни во время бомбежки, перебрались к матери. Живут на детские социальные пособия — 15,5 тыс. в месяц на десятерых. Других средств к существованию нет.

Соседний Октябрь находится в «серой» зоне — до украинских окопов 2–3 км. Въезд в село по паспортам. Позиционные бои идут рядом, независимо от месяца. Но масштабных столкновений нет.

Семеро за утро

При заключении в Минске очередного перемирия ни слова не говорится о дате окончания такого соглашения. Каждый раз точкой невозврата становится массированный обстрел, после которого вести речь о тишине уже нет никакого смысла.

Пасхальное перемирие – 2018 продержалось 12 дней и закончилось 11 апреля в 5 утра. После того, как украинская сторона закидала 120-миллиметровыми минами два жилых района на северо-западе Донецка — Кировский и Куйбышевский (до этого речь шла всё-таки об обстрелах воинских позиций).

Огонь продолжался около получаса. Пострадали 60 домов, в том числе пятиэтажный, в котором не осталось ни одного целого окна. В нескольких местах перебило газопровод, линии электропередачи. Семеро мирных жителей получили ранения и были госпитализированы. Подобных масштабных обстрелов густонаселенных районов Донецка не наблюдалось с 2016 года.

Всего с 30 марта от пуль военных ВСУ погибло два человека — молодой мужчина в Коминтерново и женщина на пограничном пункте «Еленовка».

 

Прямой эфир