Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Общество
В Москве возбудили уголовное дело после смерти пациентки в частной клинике
Мир
Иордания усилила воздушное патрулирование границ после атаки Ирана на Израиль
Общество
Солдат ВСУ заблудился и попал в плен к российским военным
Экономика
ФАС возбудила дело в отношении Альфа-банка из-за рекламы ипотеки
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Происшествия
В Тюменской области начали срочную эвакуацию двух районов из-за паводка
Происшествия
В Орске заявили об угрозе прихода воды из-за перелива на границе с Казахстаном
Происшествия
В Евпатории пожарные спасли медведей из загоревшегося контактного зоопарка
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Мир
В Кремле оценили идею Макрона о перемирии в мире на время Олимпиады
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Общество
Блогера-сыроеда Лютого приговорили к 8 годам колонии по делу о смерти ребенка
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

Добавили содержания

Научный деятель Оксана Решетникова — о том, почему новые стандарты школьного образования необходимы детям и учителям
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В педагогическом и научном сообществе разгорелся спор о новых школьных образовательных стандартах, особенно по литературе. Прежде всего следует понять, почему потребовалась доработка образовательного стандарта, утвержденного в 2009–2012 годах. По этому документу уже работают вся начальная школа и 5–7 классы.

Действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не фиксируют предметное содержание образования: требования к результатам освоения программы сформулированы в предельно обобщенной форме. В литературе это, например, «обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры». Неясно только, какие произведения для конкретного учителя являются выдающимися и сочтет ли их таковыми учитель, работающий в параллельном классе этой же школы.

Негативные последствия внедрения в практику отечественного образования ФГОС, лишенного предметного содержания, существенны. Ослаблены государственные гарантии качества образования, что не в интересах родителей, детей и общества в целом. Разрушается единое образовательное пространство (при этом установка на его сохранение зафиксирована на первой странице стандарта). Снижается качество учебной литературы, поскольку под действующий стандарт подходит учебник или рабочая учительская программа практически с любым содержанием. Затраты государства на поддержку учителей, на материально-техническое оснащение школ не дают ожидаемого эффекта из-за отсутствия всестороннего понимания минимальных четких требований к промежуточным и окончательным итогам обучения в школах страны. Отсутствует понимание дефицитов и пробелов в освоении учебного материала, возникающих на разных уровнях образования и по итогам каждого класса. При этом не представляется возможным установить причины низких результатов: причина в плохом усвоении конкретной темы или в том, что эта тема просто не изучалась в данном классе.

Доработка ФГОС направлена на решение этих и других проблем. Все концептуальные основы действующего стандарта сохранены. Доработанная редакция ФГОС лишь конкретизирует важнейшие положения документа. На федеральном уровне определен тот минимум содержания (достаточно традиционный), который должен преподаваться в каждой школе на каждом предмете и в каждом классе. При его применении не потребуется дополнительная переподготовка учителей.

При доработке ФГОС не ставилась задача абсолютной унификации работы школы: минимум содержания занимает не более двух третей всего учебного времени, треть времени отводится учителю для «достройки» программы с учетом возможностей контингента обучающихся, их потребностей.

Новая редакция стандартов — не плод труда узкой группы специалистов. Проделана огромная работа по доработке ФГОС. В ней участвовало более 300 авторитетных специалистов. Стандарты прошли серьезные этапы общественно-профессионального обсуждения и экспертизы ученых РАН и лучших специалистов РАО.

В итоге сложился документ, в котором учтены разные позиции, который, после его корректировки по итогам очередного этапа обсуждения, можно рассматривать как результат общественного договора.

Автор — директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир