Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Народный артист РФ Илья Резник отметил 80-летие. Воспоминаниями детства, историями о великих современниках и планами на будущее юбиляр поделился с обозревателем «Известий».

— Начнем разговор с ваших детских воспоминаний. Вы ребенком застали блокаду в Ленинграде. Со временем такие тяжелые впечатления стираются из памяти?

— Во время блокады наша семья жила в коммуналке на улице Восстания. Мне тогда исполнилось четыре годика. Помню, вышел на балкон, а небо совсем серое. Говорю бабуле: «Небо такое, потому что аэростаты солнышко закрыли?» Так и сказал. Еще помню, как бабуля дала мне кусочек хлеба и одна крошечка упала в снег. Я долго искал ее, пока бабушка не сказала: «Пойдем домой, у нас остался еще один кусочек, а эту крошечку пусть воробышек скушает».

Помню, когда раздавалась сирена в детском саду на улице Рылеева, мы прятались сначала под стол, потом в шкафчик, на котором был нарисован кораблик, затем нас уводили в бомбоубежище. Кстати, надпись «Бомбоубежище» осталась на этой улице до сих пор. В начале этого года со своим детским театром «Маленькая страна» (Илья Резник — художественный руководитель коллектива. — «Известия») я был с концертами для блокадников в Петербурге и эту надпись видел.

Ленинград во время обстрела немецкой артиллерией 1942 год

Фото: РИА Новости/Всеволод Тарасевич

— Пережив ад, откуда люди брали силы жить, творить?

— Из грандиозных внутренних резервов. На исполнение знаменитой Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов привозили на саночках, обессиленные люди не могли идти сами. Но — играли. Это был героический концерт. Из оркестрантов, которые репетировали, 27 человек умерли.

Перенесемся во времена вашей юности, когда вы поступили в театральный институт.

— Я три года подряд не мог туда поступить. Конкурс был 102 человека на место. Трудился рабочим сцены в областной филармонии и упорно готовился к поступлению. На творчество меня благословил  Ираклий Луарсабович Андроников (советский писатель, телеведущий. — «Известия»). Я тогда подрабатывал на Ленфильме в массовках и получил эпизод в документальном фильме «Загадка НФИ», который он снимал. Встретив Андроникова в коридоре по окончании работы, я попросил: «Вы не могли бы меня послушать, хочу в театральный поступать».

Прочитал ему «Скифы» Блока, отрывок из «Воскресенья» Толстого, и когда часов через пять уходил от него, Андроников сказал: «Вас примут». Я спросил: «Вы кому-то позвоните?» Он отвечал: «Нет-нет, но я уверен, что вас примут. Вы готовы». Так и произошло. Он внушил мне такую веру. Позже, когда Андроников приезжал в Ленинградскую филармонию со своими выступлениями, я обязательно приходил на его концерты, после заглядывал в гримерную. Там всегда было много народу с цветами, но он узнавал меня, кивал, спрашивал, как дела. «Отлично», — отвечал я, а он улыбался: «Я же говорил, что всё будет хорошо».

Илья Резник в молодости

 

Фото: Global Look Press/Pravda Komsomolskaya

— Окончив вуз, вы работали в театре Комиссаржевской со многими великими актерами.

Да, среди актеров этого театра — Леонид Любашевский, который сыграл в кино Якова Свердлова, братья Боярские — Сергей и Николай, отец и дядя нашего знаменитого Михаила Боярского, Иван Дмитриев, который сыграл в «Полосатом рейсе» капитана... Кстати, в спектакле «Большевики» я сыграл главного редактора газеты «Известия».

А когда вы открыли в себе поэта-песенника?

— Был дипломный спектакль «Океан». Мой руководитель курса, Татьяна Григорьевна Сойникова, говорит: «Резник, будете играть Алешу из ансамбля». Но как я буду его играть, если даже на гитаре не умею? «У вас есть три дня». Освоил по каким-то аккордам, играл. А потом в Ленинграде появился наш знаменитый бард, путешественник, один из основоположников авторской песни в России Александр Городницкий. Он предложил мне исполнять его песни «Атланты», «Снег», «Кожаные куртки». Я приходил в клуб «Восток», где собирались барды. Туда приезжали Никитины, Визбор... Я впитывал всё, а потом сам начал сочинять под гитару.

Впрочем, песни занимают лишь 10% в моем творчестве, просто это на виду. А помимо них, у меня 20 поэтических изданий и 10 детских книг, сейчас они выходят одна за другой. В этом году была опубликована детская повесть «Тяпа не хочет быть клоуном» и сборник «Мое ленинградское детство». Первая его часть — прозаическая. Рассказы о том, как я стал поэтом, как рождались песни. Вторая часть — произведения для детей: сказки, стихи, басни... Как стеклышки мозаики детские и юношеские воспоминания сложились у меня в пеструю картину.

— Вы не только актер, поэт, но еще и драматург. Расскажите о вашей опере-мистерии.

— В 1977 году мне предложили написать пьесу по мотивам произведения Шолом-Алейхема. Но я решил, что лучше будет создать оригинальное произведение в стихах. Композиторы отказывались писать музыку — опасались касаться еврейской темы. В итоге там звучит музыка Юрия Шерлинга и Михаила Глуза. А оформил постановку художник Илья Глазунов. Перед тем как создать декорации, он пропитывался духом, ходил в синагогу. Премьера была в Биробиджане. Спектакль «Черная уздечка белой кобылицы» прошел 400 раз. Мы показали его не только в Москве, но и во многих союзных республиках. Первоначально постановка шла на иврите, мои стихи перевели с русского — всё ради того, чтобы показать, что у нас в СССР есть еврейское искусство. Спустя много лет, в 2006 году, в Театре сатиры обновленный спектакль с большим успехом шел целый год, но уже на русском языке.

Сцена из оперы-мистерии «Черная уздечка белой кобылицы» 

Фото: РИА Новости/Савельев

— У вас никогда не было проблем из-за еврейской национальности?

— Ну как не было... В 1973 году у меня в Ленинграде состоялся концерт с участием Сергея Захарова, Эдиты Пьехи, Ирины Понаровской, ансамбля «Дружба», и тогда запретили писать на афише, что это авторский концерт и меня мелкими буквами где-то в конце упомянули. Тогда это для меня был удар. Но сейчас у меня другая жизнь. Я принял крещение в храме Покрова Пресвятой Богородицы и с благословения Патриарха Кирилла написал 100 поэтических молитв и псалмов для Русской православной церкви.

Вы работали с известными исполнителями, звездами эстрады. Какие у вас с ними отношения сейчас?

— Я дружу со своими исполнителями. 20 марта прошел мой концерт, и только первое отделение там длилось 3 часа 40 минут, а всё мероприятие завершилось за полночь. В нем участвовали Тамара Гвердцители, Сосо Павлиашвили, «Самоцветы», Лариса Долина, Азиза, Мария Распутина и много-много других певцов и певиц. Алла Пугачева спела шесть песен.

— С Аллой Борисовной сейчас общаетесь?

Она меня братом называет, я ее сестрой. Конечно, у нас были расхождения, раздоры — всё из-за каких-то мелочей, слухов. Всегда было много желающих нас рассорить. Но через какое-то время мы встречались за чашкой кофе и забывали обиды. Она мне очень помогла два года назад, когда я попал в больницу, передала деньги на реабилитацию. Алла всегда стеснялась называть себя композитором, я был первым человеком, который сказал ей: «Ты великий композитор». Мы вместе с ней работали над песнями «Звездное лето», «Три счастливых дня», «Как тревожен этот путь», «Окраина». Это всё ее музыка. И конечно, гениальная «Скупимся на любовь». Этой песней мы закончили мой юбилейный концерт в Кремле.

Алла Пугачева и Илья Резник обсуждают текст новой песни.

Фото: РИА Новости/Юрий Сомов

— Как сегодня обстоят дела с авторскими гонорарами? Раньше вы возмущались этой системой.

— Действительно, было отвратительно. Сергей Федотов, бывший глава РАО, который уже отсидел срок за многомиллионные хищения, платил копейки за мои 2 тыс. песен. Но сейчас новое руководство РАО и компания по защите моих авторских прав, которой я передал в управление весь мой каталог, пытаются изменить ситуацию к лучшему. В совет РАО входят Игорь Бутман, Стас Намин, Евгений Крылатов, Алексей Рыбников, Анатолий Кролл. Меня тоже пригласили, и я дал согласие.

— Вам исполнилось 80 лет. Чем вы сейчас сейчас занимаетесь, что вас увлекает, вдохновляет?

— Мы с супругой Ириной занимаемся детским проектом «Маленькая страна». Несколько человек из коллектива недавно брали в паломническую поездку по Италии, в Бари, к мощам святителя Николая Чудотворца. Надеюсь, в этом году опять туда полетим. Ребята из «Маленькой страны» читают мои басни, стихи, я провожу с ними мастер-классы. Одна наша девочка, солистка, без экзаменов после посещения занятий в течение двух лет в нашем театре поступила в Гнесинку. Вот оно, счастье! Я прислушиваюсь, как они читают мои стихи, басни. Понимаю, что не ошибся в написании произведений для детей, они получают удовольствие.

Российский поэт-песенник, народный артист России Илья Резник с супругой Ириной

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Что бы вы с высоты своих лет пожелали себе 20-летнему?

— Работай, верь и мечтай. Люби и будь любимым.

— Вас всегда окружало много прекрасных женщин. Почему вы выбрали в жены Ирину?

— Моя жена должна быть женственной — и в поступках, и в облике, и в поведении. А главное, чтобы она меня понимала, важно заниматься общим делом, смотреть в одну сторону. Моя Ира меня любит так, как никто и никогда не любил. Она живет мною, моей жизнью. Я тоже никого не любил так сильно. Мы счастливы. В этом году, летом, мы мечтаем обвенчаться с ней в том же храме Покрова Пресвятой Богородицы в Крыму, где я принял таинство крещения. Отец Николай Доненко ждет нас. Там все прихожане ждут нас.

— В чем секрет долголетия?

— Я зашел недавно в театр Комиссаржевской и с радостью узнал, что моя давняя подруга, партнерша по спектаклю «Миллионерша» — Галя Короткевич — жива-здорова и по прежнему играет в театре. Ей 94 года. Сколько нам отведено земной жизни, столько и проживем. На всё воля Божия. По делам нашим и поступкам воздастся нам.

Справка «Известий»

Илья Резник окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. С 1965 года работал в труппе Театра имени В.Ф. Комиссаржевсокй, параллельно сочинял стихи к песням.

В 1972 году ушел из театра и стал заниматься только эстрадой. Автор текстов популярных песен Николая Караченцова, Михаила Боярского, Эдиты Пьехи, Софии Ротару, Лаймы Вайкуле, Наташи Королевой и др. С 1972 года и до середины 1990-х постоянно сотрудничал с Аллой Пугачевой. Его перу принадлежат тексты песен «Посидим, поокаем», «Маэстро», «Старинные часы».

 

 

Прямой эфир